RSS Twitter ВКонтате Facebook Одноклассники Мой мир в mail.ru
 

Выставочная деятельность библиотеки

19 Июл

Методический материал

Новые тенденции в выставочной деятельности библиотек: консультация с использованием презентации  «Выставочная деятельность»

Традиционным считается, что книжная выставка- это публичная демонстрация книжных фондов, способствующая наиболее полному раскрытию «богатств» этих фондов, пропаганде библиотечных сокровищ, что она показывает возможности справочно - библиографического обслуживания. Однако со временем требования к выставкам претерпевают изменения. Так в 90 г.г. произошло «второе рождение» библиотечных книжных выставок. Даже можно сказать, «выставочный бум». Это было связано с развитием в нашей стране таких зрелищных форм, как реклама, видео.

Выставка стала рекламой библиотеки, ее лицом. Появились озвученные, «говорящие» выставки. Составной частью выставок стали их презентации. Теперь они уже не «в какой-то мере являются лицом библиотеки», как определяет назначение выставок старый справочник библиотекаря.Книжная выставка «представляет собой, - по определению Олега Зыкова, -общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она - явление уникальное, экстраординарное, разовое - праздник для гостей и хозяев дома - библиотекарей».

Сегодня налицо некий кризис выставочной деятельности - обезличенные экспозиции, устоявшиеся формы, однообразие и скука.

Хочется, чтобы ушли в прошлое выставки заурядные, безликие, серые. В настоящее время есть масса возможностей показать книгу достойно.

Что же такое выставка сегодня? Каковымировые тенденции развития выставочной деятельности? Я намерено опускаю тему виртуальных выставок, электронных презентаций. Сегодня поговорим о традиционных книжных выставках, надеюсь, что представленные материалы, опыт работы других библиотек поможет вам разнообразить выставочную деятельность, натолкнет вас на новые идеи и мы увидим в наших библиотеках интересные оригинальные выставки.

Современная выставочная деятельность развивается как важнейшая часть программы по созданию положительного имиджа библиотеки, двигаясь в двух направлениях.

Первое заключается в том, что выставки являются частью внутрибиблиотечного пространства, частью интерьера, зоной отдыха и центром общения.
 
Второе направление рассматривает выставочную деятельность как часть процесса или составляющую развития мировой культуры.

Отсюда библиотечные выставки приравниваются к музейным экспозициям, требующим отдельных залов для просмотра, так называемых выставочных галерей, и знакомящих с достижениями во всех областях знаний, работая на создание внешнего образа библиотеки.

Итак, остановимся на 1-ом направлении и рассмотрим выставку как часть внутреннего пространства, библиотечного интерьера.

Востребованный сегодня обществом образ привлекательной, яркой, радостной, праздничной, приветливой, комфортной, доступной и понятной библиотеки невозможно создать без изменения ее интерьеров. Как сделать так, чтобы пространство библиотеки легко «обживалось» любым ее посетителем: и тем, кто пришел за книгой или справкой, и желающим, допустим, посмотреть видеофильм? «Для того чтобы различные группы читателей сосуществовали рядом, не мешая друг другу, необходимо... создание различных читательских зон...». Новая модель библиотечного пространства предусматривает зоны для чтения, справочной службы (места «быстрой справки»), а также для релаксации (рекреации): они предназначены для игры, творчества, отдыха и общения. Возможности для чтения в библиотеке должны быть созданы повсюду: при входе (в холле, коридоре), между полками и стеллажами на абонементе, в читальном зале и т.д. «Наряду с местами для спокойного, релаксирующего чтения, должны быть предусмотрены места для быстрого информационного чтения. Поэтому в непосредственной близости от книжных стеллажей следует позаботиться о хорошем освещении сидения или же об особо оборудованных уголках для чтения. Небольшая скамейка со стеллажом является для этого самым простым решением».  Читателю будет еще комфортнее, если рядом со скамейкой поставить журнальный столик с карандашницей и бумагой, чтобы можно было записать библиографические данные неожиданно найденного им на полке интересного издания...  Такие зоны выступают своеобразным символом уюта, домашнего стиля взаимоотношений библиотекаря и читателя, а также посетителей друг с другом.

Чтобы вести постоянный диалог с читателем, отслеживать его потребности, в библиотеке оформляется уголок впечатлений (или уголок обратной связи). На «забор-газете» или спускающемся сверху по стене рулоне белых обоев можно писать и рисовать, общаясь как с библиотекарем, так и друг с другом. «В американских библиотеках различных типов и видов излюбленным местом посетителей является так называемая «ближняя область» - холлы и помещения в непосредственной близости от входа, которые должны привлечь, расположить к себе своей гостеприимной обстановкой. Это место первого контакта библиотеки с читателем, оно задает тон..., во многом определяет отношения, которые будут складываться между читателем и библиотекой».  «Знакомство с библиотекой у детей часто соотносится с преодолением страха переступить ее порог. Отпугивающий характер официального учреждения устраняется при помощи привлекательного пространства при входе. Там должны располагаться места для групповых занятий, выставок, информационные стенды. Особенно интересен для детей уголок с журналами, комиксами..., так как их знает каждый ребенок, то есть сначала детям предлагается что-то внушающее доверие... Холлы библиотеки - это одновременно и информационная зона, и своего рода рекреация, где посетитель узнает новые для себя сведения и отдыхает. Следовательно, библиотеке необходимо сделать все возможное, чтобы открыть свое пространство пользователям уже в холле, т.е. в «ближней области». Для этого здесь предлагают познакомиться с планом территории библиотеки и ее персоналом (вывешивают, например, фотографии сотрудников: «Будем знакомы!»). Рассказать о библиотеке помогут ее рекламные издания: путеводитель по библиотеке («Азбука библиотеки»), буклет «Из истории библиотеки», памятки для читателя, закладки, разложенные на журнальном столике.

Организация книжного фонда

Еще один шаг к читателю, обеспечивающий его комфортность в библиотеке, - это хорошо продуманная, понятная даже малоискушенному посетителю, организация фондов.

Книжный фонд оформляют и распределяютпо зонам с учетом интересов и возрастных особенностей читателей, что делает библиотечное пространство уютнее и комфортнее.
 
Надо серьезно задуматься над тем, как сгруппировать фонд свободного выбора литературы. Фонды эти организуются иначе, чем фонды книгохранилищ, где более удобна расстановка книг по ББК (ее хорошо знают библиотекари, она помогает им быстрее найти востребованную литературу). В открытом фонде, где читатели сами просматривают и выбирают книги, мы должны «подстроиться» под них. Наблюдения показывают, что ребенку, подростку последовательность разделов ББК не нужна, ему все равно, с какой книги начинается расстановка. Читатель не знает и не обязан знать ББК, а потому в условиях свободного доступа тематический принцип расстановки, приближенный к запросам пользователей, более правомерен.
 
Доступность фондов считается выражением доверия, уважения к читателям, поэтому даже неизбежные потери не должны служить основанием для ограничения доступности в публичных библиотеках. Проявлением доступности нужно считать и иные, по сравнению с закрытым доступом, способы группировки литературы на полках.
 
Можно «открыть» книжные фонды абонемента путем многоступенчатой расстановки изданий, выделив фонды трех «уровней»:
 
I уровень - «Библиоэкспресс» - литература моментального спроса, подвижная, быстроменяющаяся часть фонда (новая, «модная», популярная литература);
 
II уровень - «Библиоконстанта» - литература активного спроса, устойчивая, относительно стабильная часть фонда, неподвластная моде, проверенная временем «классическая» детская литература.
 
III уровень - «Библиоретро» - литература редкого спроса.
Сделаем примечание: книги редкого спроса располагаются в закрытом фонде абонемента по ББК.
 
Литература моментального спроса и спроса активного группируется в фонде свободного выбора по блокам - жанрово-тематическим комплексам. Если это детская библиотека («Как хорошо уметь читать», «Любимые стихи», «Удивительный мир сказок», «Веселые и грустные школьные истории и т.п.). Можно использовать и игровые моменты. Например, детективы, ужастики представить в черном ящике: там страшно, туда нужно просунуть руку, чтобы достать книгу (!).
 
Легкость ориентирования в фондах открытого доступа обеспечивается и системой подсказок - наглядных, доступных читателю символов, надписей, указателей, рисунков. Все они должны быть хорошо видны и гармонировать с другими элементами интерьера.
 
При открытом доступе к книгам следует избегать всего, что делает расстановку их слишком плотной. Это неудобно для просмотра. Не самой лучшей нужно признать и привычную расстановку книг корешками вперед, ведь при этом читатель видит только более или менее разборчиво обозначенное название. Корешки книг менее информативны в смысловом и образном отношении, нежели обложки.
 
Расстановку книг на полках открытого доступа лучше разнообразить: и «корешками вперед», и «лицевой стороной», и «стопочкой». Все это поможет сделать путь читателя к книге максимально коротким и простым, а библиотечное пространство - более понятным и привлекательным.

Принципы организации фонда в залах обслуживания Российской государственной юношеской библиотеки
  1. Совмещение функций читального зала и абонемента
  2. Обеспечение максимально открытого доступ к книгам, периодике, CD-ROM, DVD
  3. Учет читательского спроса при размещении фонда:
  • Актуальные, новые + часто спрашиваемые  - в открытом доступе
  • Дублетные + реже спрашиваемые - в подсобных фондах залов
  • Длительного хранения + мало спрашиваемые - в отделе хранения основного фонда
  1. Введение справочно-библиографического обслуживания в структуру отраслевых залов (включая систематические каталоги и картотеки и функции сложного информационного поиска по всем доступным источникам)

Вот примеры некоторых оформлений:
 
А так можно оформить уголки для чтения в детской библиотеке
Для детей оформляется «Солнечная поляна» с «невредными советами», веселыми разделами, уголком для игр.
Демонстрация нескольких слайдов
 
В библиотеке есть «Уголок для настоящих девчонок». Уголок включает в себя оформленный самими читательницами фотоколлаж «Красивой быть не запретишь». На нем то, что девчонки любят наклевать на стене в своей комнате. Здесь же зеркало, любимые журналы, картотека по материалам периодики «Девичьи секреты». В Уголке проходят библиотусовки, беседы по проблемным вопросам.

Для читателей - малышей сооружен из картонных коробок грузовичок, так называемое «Бюро интересных находок». В кабине веселый шофер, в кузове книги о путешествиях и приключениях в разных странах. Есть здесь и Лукошко Деда Мороза с поздравлениями, праздничными рецептами и даже новогодними костюмами. Читатели библиотеки участвуют в создании выставок, подсказывают элементы их оформления.

Второе направление выставочной деятельностикак как бы оттеняет создание внешнего образа библиотеки не просто как основного хранилища книг, но и как важнейшей части национального достояния страны.

Экспозиции выставок готовятся, как правило, совместными усилиями нескольких библиотечных структурс привлечением партнеров – музеев, театров. В этом случае, выставки рассматриваются как часть большого комплексного мероприятия.

К  услугам посетителей - книжный магазин, где продаются издания библиотеки и материалы, расширяющие представление об экспозициях, факсимильные (точно воспроизведенные) издания, мультимедийные образовательные программы, видеофильмы о книжных памятниках библиотеки, почтовые открытки, плакаты, наконец, канцтовары с логотипами и символикой Библиотеки.

В нашей стране новаторомв области инновационных тенденций в выставочной работе можно назвать Российскую Национальную Библиотеку, использующую гибкую планировку пространства с применением модульных конструкций; привлекающую к созданию экспозиций музеи кино и фотографии. Здесь же работает не только днем, но и вечером престижное кафе.

Из опыта работы массовых библиотек

Книжная выставка-экспозиция — это синтез библиотечной и музейной выставки. Предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка, более глубокому пониманию и восприятию представленных на ней документов. Причем предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Например, можно оформить выставку-экспозицию «Съедобная рассыпуха» в форме русской печи, используя для оформления старинные чугунки, глиняную посуду, вышитые полотенца, домотканые половички. На широкой деревянной скамье у «печки» разместить плетеные корзины, в которые положить книги, рассказывающие читателям об особенностях культуры и быта русского народа. На одну из корзин прикрепить название «Лукошко рецептов», а саму корзину заполнить книгами с рецептами русской кухни. Сверху можно повесить плакат-призыв: «Сам себе состряпай блюдо, кушай — хорошо иль худо». На лежанку печи положить куклу — домовенка Кузю, а около него — сундучок с кулинарными загадками. Над сундучком — надпись: «Шевелись, не уставай и загадки отгадай!»
 
Для читателей, желающих проверить свои знания блюд русской кухни, можно разработать кроссворд «Вкуснятина!» Такая выставка-экспозиция привлечет внимание многих читателей и будет полезна не только детям, но и взрослым. Около такой выставки можно проводить интересные беседы, громкие чтения, библиографические обзоры, викторины, детские утренники и праздники. Уместно будет использовать при этом элементы кукольной театрализации. Например, домовенок Кузя может «ожить», слезть с лежанки и пригласить детей и взрослых к себе в гости, на праздник «В гостях у домовенка Кузи», на котором он будет главным действующим лицом.

Можно разработать и оформить интересную выставку-экспозицию, посвященную собакам. Назвать ее — «Сто друзей ста мастей» или «О тех, кто лает». Из фанеры или картона «построить» собачью конуру, рядом с ней «посадить на цепь» собачку (мягкую игрушку). Другая собачка может «охранять» ящичек с книгами о собаках, третья — предлагать читателям зоокроссворд.
 
Кроме книг, статей из газет и журналов, на выставке можно представить настенные календари, календарики и открытки с изображением собак, детские поделки и рисунки. Для оформления книжной выставки-экспозиции могут быть использованы самые разные, порой неожиданные материалы. Например, фотообои с изображением красивого осеннего леса. Оформленная на этом фоне выставка «Осенняя симфония» произведет приятное впечатление на читателей библиотеки, привлечет их внимание к представленным материалам.

Вот несколько интересных оформлений выставок с использованием аксессуаров.
У нас накоплен немалый опыт в проведении таких мероприятий, где выставка является частью этого  мероприятия (Дни национальных культур, Праздники книги) Необходимо идти дальше, устраивать не отдельные экспозиции библиотеки и музея, а совместные, иллюстрируя идею выставки музейными экспонатами
 
Итак, подытожим.Современная выставочная деятельность требует от библиотек.

1) Модернизации,как в области информационных технологий, так и по части обновления интерьера, который должен отвечать современному уровню требований к библиотечному обслуживанию как более комфортному и открытому.

2) Для достижения нового уровня в выставочной работе, улучшения качества выставочных экспозиций потребуютсяквалификация и усилия многих специалистов.

3) В связи с этим возникает необходимость дополнительного финансирования. Наивно полагать, что можно сделать что-то новое, обходясь только старыми средствами.

Сегодня мы остановимся на оригинальных книжных выставках из опыта работы других библиотек (материалы биб. сайтов, публикации в библиотечных журналах).

Бесспорный приоритет в продвижении чтения – оригинальные книжные выставки. Они способствуют максимальному раскрытию книжных фондов, а также расширению и обогащению круга чтения читателей.

Виды выставок: Сегодня, по мнению В. Вяткиной существует 73 вида выставок. И это не предел. Библиотекари-практики совершенствуют, шлифуют мастерство выставочной работы. На свет появляются новые идеи и, соответственно, новые виды выставок.

В детской аудитории самыми популярными являются выставки-диалоги между библиотекарем и читателем. Это могут быть выставки, вокруг которых организована игра.   Что представляет собой книжная выставка-диалог?  Книжная выставка-диалог — это заочный разговор, заочное общение читателя и библиотекаря. Читатели задают вопросы, библиотекари отвечают на них с помощью книг.

Организации выставки предшествует большая подготовительная работа. Примерно за месяц до ее оформления рядом с кафедрой выдачи можно поставить склеенный из плотной бумаги тетраэдр, (треугольную пирамиду). На двух гранях написать обращение к читателям: Уважаемый читатель! Вас волнуют сотни вопросов, на которые Вы не можете ответить сами: о дружбе, о любви.... Об этом и о многом другом Вам поможет узнать книжная выставка «Жизнь ставит проблемы». Вы можете письменно, не указывая своего имени, задать вопросы, интересующие Вас. Мы постараемся найти на них ответы в книгах и журналах. На третьей грани тетраэдра можно прорезать щель, куда читатели будут опускать записки с вопросами. Рядом с пирамидой положить бумагу и карандаш. Все вопросы библиотекари читают, объединяют похожие, затем подбирают литературу, в которой содержатся ответы на них. Отобранные источники располагаются на выставке по разделам, названиями которых становятся вопросы, заданные читателями.

Выставка – диалог (другой пример)

Диалог двух точек зрения, двух авторов. Представляется литература авторов с диаметрально- противоположными точками зрения по данной теме, вопросу, проблеме. Читатели могут выразить свое мнение по данному вопросу с помощью карандаша и бумаги, которые располагаются рядом с выставкой.

Выставка-диалог наиболее эффективна в работе с читателями-подростками и юношеством, которые в силу возрастных психологических особенностей не могут задать интересующие их вопросы библиотекарю устно. Темы для таких выставок могут быть самые разнообразные — дружба, любовь, межличностные отношения подростков со сверстниками, родителями, учителями, курение, алкоголизм, наркомания.

Книжные выставки "Читай со мной" (цикл выставок)

Выставку «Читай со мной. Мультикабельные сети Арзамаса» организовали на основе размышлений о книгах и чтении форумчан «МультиКабельных сетей Арзамаса» (МКС). Выставка была оформлена сообщениями на темы форума «Книги – лучшее времяпровождение» и «Научи меня читать», никами и аватарами форумчан. Посетителям библиотеки у входа сразу бросался в глаза штендер «А твой ник с форума МКС есть на выставке «Читай со мной»?». В свою очередь, на форуме МКС появились сообщения об этой выставке. Учитывая, что многие арзамасцы подключены к локальной сети, понятен возросший интерес.
Следующая выставка была подготовлена на основе «Книжного проекта» журнала «Time Out Москва». В журнале были опубликованы ответы известных российских писателей, поэтов, литературоведов (В.Аксенов, Л.Улицкая, Д.Быков, А.Иванов, В.Токарева и др.) на вопросы, среди которых: «Самая переоцененная книга столетия», «Самая недооцененная книга столетия», «Если бы в школьной программе оставили только одну книгу, то…», «Лучшая детская книга», «Над какой книгой вы плакали», «Детская книга, которая была незаслуженно забыта» и т.д. Эти же вопросы были предложены постоянным читателям библиотеки. На основе всех ответов были отобраны книги, которые расположили так: с одной стороны стеллажа представлены точки зрения известных людей, с обратной – арзамасцев. Оказалось, что многие мнения сходятся у простых горожан и знаменитых писателей. В то же время выставка выявила проблему отсутствия не только в фонде абонемента, но даже в отделе хранения изданий, которые отнесли к «золотому фонду».

«Читай со мной» - призвали и специалисты ЦГБ им.А.М.Горького. Каждая полка этой выставки, расположенной на двустороннем стеллаже, была подготовлена одним из работников, разных по возрасту, опыту работы, вкусам. Многие подготовили обращение к читателям на тему «Читай со мной».

Завершила цикл выставка «Признанные миром», на которой были представлены книги Нобелевских лауреатов. Дополняли выставку информационные материалы: справка о Нобелевской премии в области литературы, список лауреатов с 1901 г. по 2009 г., листовки, посвященные отдельным лауреатам.

Выставка - бенефис читателя. В последнее время в библиотеках большой популярностью пользуются книжные выставки, создаваемые совместно читателем и библиотекарем. Подобные выставки — результат высокого уровня их отношений. С одной стороны, таким способом библиотекарь благодарит читателя за многолетнее сотрудничество с библиотекой, с другой — показывает читателям, какой интересной личностью можно стать, каких творческих высот достичь, если любить книгу и активно посещать библиотеку.
 
К таким выставкам относится и выставка-досье («Литературное досье читателя», «Из читательского формуляра...» и т.д.). Здесь обычно представлены любимые книги нашего читателя, его портрет, автобиография, ответы на вопросы анкеты, высказывания о роли книги и библиотеки в его жизни, а также отзывы, мнения, впечатления о прочитанных книгах, советы и рекомендации другим читателям. Особенно интересной для читателей-сверстников будет выставка-досье читателя-подростка. Именно в этом возрасте главную роль в выборе книг для чтения играет мнение сверстников, а не взрослых.
Сам читатель в определенные дни может выступить в роли консультанта у выставки.
 
Выставка – коллаж – главное назначение  ее – привлечение внимания читателей. Она носит скорее рекламно – информационный характер. Тема обычно берется широкого плана, например « Я молодой». В рамках  оформленного  коллажа  группируются  отдельные смысловые подтемы  (мода, увлечение музыкой и т.д.) Нет четкой структуры с разделами. Широко привлекается иллюстративный материал. Выставка должна быть  ярко и со вкусом оформлена. Внутри тематических  групп или рядом с выставкой может располагаться информация, объявления, ссылки на литературу, анонсы, информация о новых изданиях, поступивших в библиотеку.
 
Выставка – викторина. Предполагает наличие вопросов и экспозиции литературы, с помощью которой читатель может ответить на эти вопросы. Самый простой вариант – прикрепить вопрос к книге. Можно использовать рекламный призыв – «чтобы ответить на вопрос, надо эту книгу прочесть». В каких случаях лучше использовать в библиотеке книжную выставку-викторину и книжную выставку-кроссворд?

Можно подойти к оформлению творчески. Например, разработать выставку-викторину «Чудо-дерево Корнея Чуковского». Из природного материала, картона, бумаги сделать «чудо-дерево» и поместить его между двумя выставочными стеллажами, на которых представлены разные издания книг Чуковского и информация, о писателе. Из ватмана, цветной бумаги вырезать листочки, написать на них вопросы викторины и прикрепить к веткам «чудо-дерева». Самых активных читателей, правильно ответивших на все вопросы викторины, обязательно поощрить после подведения итогов.

Аналогично оформляется книжная выставка-кроссворд, только вместо вопросов викторины составляется кроссворд, который ребята разгадывают с помощью книг, представленных на выставке.

Закончить викторину можно   примерным текстом:  «  Если  Вы ответили на все вопросы викторины, то Вы – кладезь познаний,  на 10 – 15 вопросов – знаток литературы, на 5 –9 вопросов – запишитесь на абонемент, на 1-4 вопроса – срочно запишитесь в библиотеку, не Ответили ни на один вопрос – все равно Вы молодец, потому, что  не прошли мимо нашей викторины!».
 
Выставка – портрет. Может быть посвящена писателю или любому выдающемуся человеку. Она делает акцент на индивидуальности личности, представляя литературу о самом человеке. На выставке используются фотографии, иллюстрации, предметы, свидетельствующие о личной и профессиональной деятельности героя выставки.
 
Выставка одной книги. При организации такой выставки главное – найти достойную книгу, пусть даже всем известную. Примерные аспекты раскрытия выставки одной книги:

  • - книга в разных редакциях и переизданиях,
  • - история создания, прототипы героев,
  • - судьба книги, экранизации, театральные постановки,
  • - книга с иллюстрациями разных художников,
  • - продолжения, дописанные другими авторами,
  • - литературная критика об этом произведении.

 Экспозиция одной книги
 
Существует классическая фор­ма представления одной книги,  но в тот раз сотруд­ники абонемента решили подойти к организации такой выставки не­стандартно: в экспозиции было много книг, но это были дублетные экземпляры одного и того же про­изведения.

Для выставки была использована неболь­шая лестница-стремянка и на каж­дую ее ступеньку поместили книгу «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» Вальтера Скотта. Книга была выбрана не­ случайно.

Это новое издание было получено библиотекой как раз перед организацией выставки и в большом количестве (25 экземпляров). Коллеги уже давно заметили, что другие, более известные сочинения этого автора спрашиваются часто, а этот не очень известный роман у читате­лей почему-то спросом не пользу­ется. Тогда они и решили обратить на него их внимание вот таким простым, но, согласитесь, далеко не ординарным способом. Тем бо­лее книга эта только что вышла из печати, хорошо оформлена и в на­дежном переплете. Такая форма представления одной книги дала свои результаты, и в дальнейшем она использовалась  для про­паганды книг.
 
Интересен опыт Кемеровской областной детской библиотеки, в которой была организована выставка необычных книг «Самая, самая…». Организаторы этой выставки стремились показать читателям, что каждая книга в библиотеке интересна по-своему.

Основная идея выставки

- вынести на обозрение читателей уникальные книги библиотеки, представив их в необычном и привлекательном виде. Расположить такую выставку уместнее всего в холле библиотеки.

На этой выставке можно представить «Самую первую книгу», с которой начиналась библиотека (книга за №1).

Затем выставочные номинации могут быть такими:

  • - самая толстая книга;
  • - самая тонкая;
  • - самая тяжелая;
  • - самая маленькая;
  • - самая большая (по формату);
  • - самая ценная;
  • - самая зачитанная;
  • - самая забытая (её не выдали ни разу);
  • - самая лаконичная;
  • - самая несчастная (рваная);
  • - самая страшная: её боятся и взрослые;
  • - самая непонятная;
  • - самая говорящая;
  • - самая загадочная (сборник загадок);
  • - самая мудрая (сборник афоризмов);
  • - самая многочисленная в фонде (больше всего экземпляров);
  • - самая веселая;
  • - самая популярная у мальчиков;
  • - самая любимая у девочек;
  • - самая энциклопедическая и т.д.

Необходимо каждую книгу снабдить красочным ярлычком с названием выставочной номинации. Такая выставка привлечет внимание читателей и станет хорошей рекламой библиотеке.
 
Выставка-хобби
 
Хобби в переводе с английского — увлечение, любимое занятие для себя, на досуге. Кто-то из наших читателей коллекционирует пуговицы, кто-то прекрасно вышивает или выжигает по дереву, а кто-то с увлечением строит из спичек макеты соборов и церквей. С согласия и с помощью читательницы, увлекающейся бисероплетением, можно оформить в библиотеке выставку «Бисерная сказка». На выставке будут представлены книги и статьи по истории и технологии бисероплетения, различные изделия из бисера, выполненные читательницей, ее советы начинающим мастерицам. Вместо цитаты можно поместить высказывание читательницы о роли и значении этого увлечения в ее жизни. Уместны будут на выставке фотографии мастерицы за своим любимым рукоделием и некоторые ее биографические данные. Примеры выставок по рукоделию из 14 филиала.
 
Что такое книжная выставка-игра?
В последние годы в детских библиотеках заметно увеличилось число посетителей-детей, которые не любят и не хотят читать, а в библиотеку приходят потому, что там уютно, тепло, светло, и пускают бесплатно. Как правило, это дети из неблагополучных семей, которым просто некуда больше идти. Такие дети с удовольствием играют в настольные игры в специально оборудованном уголке-игротеке, просматривают журналы, комиксы. Книжная выставка-игра поможет библиотекарю привлечь таких детей к чтению, заинтересовать книгой.
 
Например, «Почитаем — поиграем», «Читаем, мастерим, играем», «Любимые книжки — любимые игрушки» и т.д. Сначала такие выставки оформляли в основном для дошкольников и младших школьников. На выставку рядом с книгами помещали игрушки, изображающие героев книг. У большинства детей этого возраста техника чтения еще слабая. Они быстро устают от чтения, и тогда, могут взять игрушки с выставки и разыграть с ними только что прочитанные ситуации, а также придумать свое продолжение. Это не только помогает ребенку отдохнуть от чтения, но и способствует воспитанию культуры чтения. С помощью такой выставки можно провести в библиотеке «литературные прятки».
Перед началом игрушки с выставки необходимо убрать на другой выставочный стеллаж или стол. Во время игры библиотекарь задает вопросы. Ребенок, угадавший, о каком герое идет речь, называет его имя, автора и название книги. Затем он подходит к стеллажу с игрушками, находит отгаданного героя и ставит его рядом с книгой на выставку. Литературные прятки заканчиваются, когда последняя игрушка занимает свое место рядом с книжкой.
 
Нетрадиционные выставки в библиотеке
 
ДА, МОЖНО, оказывается, разместить книжную выставку не на традиционном стеллаже, а... на стремянке, которая хорошо нам всем знакома как инструмент, с помощью которого мы достаём свои книжные сокровища с самых высот.
 
Что из этого может получиться? А вот что…
 
Если ступени стремянки использовать как место, куда можно поставить книги, то получится очень компактная, открытая и привлекательная, самая настоящая библиотечная выставка.
 
Для такой выставки не нужно много места, она мобильна, её можно быстро разобрать и собрать в другом месте. Используя такую выставочную поверхность, вы всегда достигнете хорошего обзора – каждая книга будет на виду у читателя. Не секрет, что наше стремление показать как можно больше библиотечных богатств часто приводит к обратному эффекту. Выставки бывают перегружены обилием материалов, а между тем пространство вокруг книги должно дышать.
Вот несколько идей организации выставок с использованием стремянки.

«Предостережение»
 
Выстраивая тот или иной образ наших выставок, мы стремимся не только заинтересовать читателей представленной литературой, но и пригласить их к размышлению вокруг острой проблемы, например: «Почему так страшна наркомания», «Почему преступность “помолодела”» и др. Выстраивая образ выставки как движение по ступеням, мы видим их ведущими вверх к новым знаниям, свершениям, созиданию, а можем создать и противоположный образ – движение вниз, по ступеням, которые могут вести к разрушению, распаду.
 
К примеру, если мы готовим выставку как иллюстрацию к беседе о вреде наркотиков для старшеклассников, можно создать образ, который поможет усилить эффект от такой беседы.
 
На верхних ступеньках стремянки расположите подборку материалов о том, чем живёт современный подросток. Это могут быть книги и журналы о спорте, учении, увлечениях, кино, музыке и т.д. В середине лестницы, на одной из ступенек, можно разместить шприц, который будет символизировать всего лишь одну «пробу» наркотиков. А дальше, заполняя лестницу, оставляйте всё меньше книг, предметов, символизирующих Жизнь. С каждой ступенькой вниз пусть остается больше свободного места, не заполненного ничем. Завершите выставку, разместив на последней ступеньке знак вопроса. Хочется надеяться, что такая выставка привлечёт внимание к проблеме, и, размышляя над ней, подросток сможет уберечь себя от ошибки.
 
Примеры интересных книжных выставок
 
Эта выставка посвящена В.Шекспиру. По оформлению имитирует его театр "Глобус". Библиотекари сделали занавес в читальном зале и подиум. На подиум разложили книги Шекспира, а на рояль поставили книги о Шекспире. Ну и аксессуары разложили, иллюстрирующие творчество поэт
 
Выставка «Грани чеховского мира»
 
Калининградская областная научная библиотека приглашает на выставку-просмотр «Грани чеховского мира», посвященную 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова.
 
24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности.
Книжно-иллюстративная выставка «Мы – славяне». На выставке представлены книги, журналы, фотоальбомы из фондов библиотеки по этнографии, истории языка, фольклору, прикладному народному искусству, а также предметы ткачества, полотенца, домотканные коврики с Вологодчины.
 
На открытии выставки выступали участники детского фольклорного коллектива «Горница» из Школы русской традиционной культуры. При поддержке Общества ревнителей русского языка, которое более года действует при библиотеке, участникам праздника было предложено проверить свое знание русского языка, написав короткий веселый диктант. Всем участникам вручены подарки.
 
Выставка «Встречают книгу по обложке», которую издательство «Астрель-СПб» проводит совместно с ЦГПБ им. В. В. Маяковского
 
На выставке представлены лучшие обложки издательства «Астрель-СПб» за период 2003-2009 гг. Художественная проза и нон-фикшн, вышедшее в свет и неизданное, серии и внесерийные издания - предстают перед зрителем во всей полноте красок.
 
Посетители выставки могут на месте проголосовать за лучшую обложку. Подведение итогов голосования состоится  такого-то числа
 
Оригинальны и интересны в оформлении выставки «Ах, какой был изысканный бал» и выставка, посвященная Эдит Пиаф
 
Выставка о эмигрантах и эмигрантской литературе «Не будем проклинать» (прием книжного развала)
 
Юбилейная выставка (обыграна цифра 50)
 
Выставка, посвященная Дню матери
Выставка к празднованию Хэллоуина
 
Примеры интересных выставок из биб. журналов

«ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЙ КУТЮР»

Эта выставка на абонементе «Отрочество. Юность» появилась в 2002 г. на первое апреля. В День смеха. Известно, что в этот день люди готовят друг другу розыгры­ши, шутки, сюрпризы, «приколы» и неожиданности. Основная цель данной выставки — создание ве­селого настроения.

Посетителей в этот день ждало много неожиданностей. Непри­вычным явилось уже то, что выс­тавка была устроена не на стелла­жах или столах, а на своеобразном подиуме, полученном из положен­ного на пол книжного стеллажа, покрытого куском материи. Не­привычным было и то, что книги на нем стояли не чинно в ряд, как водится на выставках, а лежали про­извольной стопкой, которую свер­ху венчала женская туфелька на высоком каблуке, а рядом возвы­шался домик, также построенный из книг. Журналы были и вовсе разбросаны по подиуму в беспо­рядке.

Присутствовали на выставке и женский зонтик, и газовый шар­фик, и даже пустая бутылка. А в центре всего беспорядка — порт­рет Юрия Никулина в клоунском наряде, с серьезным задумчивым лицом: грустное и смешное посто­янно соседствуют в жизни.

Подбор книг был аргументиро­ван фактом незаслуженного рав­нодушия к той или иной книге, то есть библиотекари выставили на обозрение те издания, которые, на их взгляд, заслуживают внимания читателей, но подолгу стоят на полках невостребованными.

Неординарные приемы пред­ставления данных книг не замедли­ли дать свои результаты. Покопав­шись в беспорядке выставки, очень многие посетители захотели взять с нее книги. Даже сами устроители такой экспозиции не ожидали, что им так часто придется добавлять экспонаты, — пирамиды рушились и исчезали прямо на глазах их соз­дателей. А «несерьезные» ее аксес­суары были еще одной небольшой приманкой для привлечения вни­мания посетителей.

Казалось бы, такой незамысло­ватый прием, как произвольное размещение книг на выставке (да­ющее возможность покопаться), дал такой положительный эффект. А идея ведь лежала на поверхнос­ти: как много среди нас людей, предпочитающих брать книги именно с развалов.
 
Диалог с читателем: роль книжных выставок в повышении читательского интереса подростков : Из опыта работы отдела обслуживания  Центральной городской детской библиотеки им. А. Гайдара / Г.Н. Мигда // Вестник ДВГНБ. – 2007. - №2 (35). – С. 243-246
 
Известно, что читатели любят выбирать книги из тех, что сдают другие. Это можно использовать при организации выставки. Заголовок выставки: «Просто так, захотелось почитать». Выставку вместе с библиотекарями формируют читатели. К каждой книге прикрепляется бумажный уголок: «Эту книгу на выставку поставил…» . Читателя просят поделиться впечатлениями о прочитанной книге. Читатель должен чувствовать, что он наравне с библиотекарем является творцом выставки: через сопоставление своих впечатлений о книге, своих читательских предпочтений, взглядов на общечеловеческие проблемы. Потом можно оформить выставку «Горячая десятка», где представить самые часто выбираемые книги.
 
Выставка – это всегда интересно / Е. Мужикова // Библиополе. – 2008. - № 6.  –С. 30-31
 
«ИСТОРИИ ИЗ ЧЕМОДАНА»

Выставка с таким названием была частью экспозиции в бло­ке «Путешествия и приключе­ния». В центре блока на банкет­ке стоял большой открытый че­модан, на внутренней стороне крышки которого было прик­реплено название всей экспо­зиции, а внутри него разложе­ны наиболее интересные книги о великих географических открытиях и знаменитых путеше­ственниках.
 
Чемодан является символом дороги и путешествий. Кто-то в него складывает вещи, когда отправляется в поездку, а биб­лиотекари решили поместить туда книги, которые читатели могут получить на дом.
 
Сам факт того, что можно взять книгу из чемодана, для кого-то из читателей стал прив­лекательным и оказал положи­тельный эффект. Количество книг по данной теме, выданных в том месяце, значительно уве­личилось. Казалось бы, ис­пользован нетрудоемкий и не­замысловатый прием, а ре­зультат оказался заметным — многие из ранее невостребо­ванных книг нашли своего чита­теля.
 
«СТОЛИК НА ДВОИХ»

Такое романтическое назва­ние получила выставка, органи­зованная в блоке литературы по домоводству. Уже ее назва­ние привлекает внимание, а накрытый скатертью и серви­рованный посудой столик с двумя приставленными к нему стульями так и тянет читателей подойти и посмотреть, а что это там такое?

На столике между прибора­ми разложены книги по кулина­рии, на бумажных салфетках написаны советы по сервиров­ке стола, правила поведения за столом, интересные рецепты, которыми можно воспользо­ваться и взять домой. Здесь же стопка бумаги и карандаш, что­бы записать для других свой фирменный рецепт.

По мере выдачи книг с выс­тавки, она пополнялась новы­ми. Таким образом, удалось продемонстрировать достаточ­ное количество литературы данной тематики.

При организации выставки были использованы элементы приобщения читателей к обрат­ной связи с библиотекарями и общения с другими посетите­лями отдела.

 
Оцените качество услуг