RSS Twitter ВКонтате Facebook Одноклассники Мой мир в mail.ru Инстаграм
 

История Комсомольска-на-Амуре

06 Ноя

Комсомольск-на-Амуре

Общие сведения:

Численность населения - 267,7 тыс. человек (на 01.01.2011)
Занимаемая площадь - 325 кв.км.
Расстояние от Москвы по железной дороге - 8825 км.
Герб Комсомольска-на-Амуре создан в 1967 г., к 35-летию города, московским художником Б. Стариусом. Основа герба - французский геральдический щит. Он окантован золотым цветом, символизирующим молодость, мечты, богатства Приамурья. В центре - изображение молодого человека в одежде строителя, который руками раздвигает вековую тайгу. Внизу синь и белые барашки волн таежной реки Амур. Над синей гладью восходит солнце.
Город Комсомольск-на-Амуре образован в 1932 году из села Пермского (основанного в 1860 году) в соответствии с Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года «О преобразовании селения Пермского Нижнетамбовского района Дальневосточного края в город Комсомольск-на-Амуре». Днем города считается 12 июня.
Строительство города было обусловлено необходимостью возведения судостроительного и авиационного заводов – форпостов оборонной промышленности Дальнего Востока.

Историческая справка

Село Пермское

Экспедиция исследователя Амурского края, ученого-мореплавателя, адмирала Г.И. Невельского на барке «Байкал» в 1849 году впервые документально доказала, что река Амур судоходна, имеет выход в Тихий океан и как стратегическая артерия имеет огромное значение для России. Г.И.Невельской первый высказал предложение о создании нескольких постов («станков») на Амуре. Наконец, в 1857 году была создана специальная комиссия, ей было по-ручено выработать план создания на Амуре русских сел. Возглавил кампанию топограф Будогосский. Комиссия изучила новейшие описания реки Амур и обратила внимание на записки замечательного русского ученого Н.Н.Максимовича, основоположника дальневосточной ботаники. В одной из записок Максимович высказал мысль, что в районе нанайского стойбища Мылки можно создать русское поселение.

Преимущество этого места Будогосский описал в плане так: «Здесь скаты нагорного берега пологи, грунт земли - чернозем, ближайшие места поросли дровяным лесом, более легким к вырубке; строевой лес хотя и в шести верстах, но зато на противоположном берегу реки, текущей своим руслом, множество строевого леса, берег здесь приглубый, суда могут к нему пришвартовываться».

План Будогосского одобрил Муравьев-Амурский.

Вот что писалось тогда по вопросу заселения русскими крестьянами Приамурья: «Сумму 100 тыс. рублей сер. комитет и министр финансов согласились отпускать из государственного казначейства ежегодно и при том исключительно на заселение Приамурского края. Отпуск этот решено начать с 1859 г.  ...Министерство госуд. имущ. предложило переселить на Амур в 1859 году: 300 семей из Вятской губернии; 200 из Пермской; 50 из Тамбовской и 50 из Воронежской, всего 600 семей. На водворение и путевое следование этих переселенцев Сибирский комитет назначил 100 тыс. рублей. Сверх того 200 семей из Пермской губернии и 200 из Вятской, предназначенные министерством к переселению в Енисейскую губернию, направлены по величайшему повелению от 25 декабря 1859 года в Амурский край».

Весной 1860 года первый военный губернатор Приамурья Павел Казакевич (друг и сподвижник Невельского) отправил группу своих солдат вверх по Амуру и приказал им рубить лес и ставить первые срубы для поселения русских крестьян в тех местах, где вбиты столбы. Так в июне-июле 1860 г. были подготовлены срубы и для будущего села Пермского-на-Амуре.

Только в самом начале августа крестьяне-переселенцы прибыли со своим скарбом, с лошадьми и коровами в Хабаровск; здесь они бросили жребий, где кому селиться. Группе переселенцев из Пермской губернии выпало селиться около нанайского селения Мылки и ручья Тогда.

Основанием села Пермского-на-Амуре принято считать август 1860 года. В дальнейшем сюда стали прибывать крестьяне и из других губерний. С 1859 по 1862 г. переселение крестьян осуществлялось за казенный счет. При этом в дальний путь отправлялись, как правило, крестьяне с достатком, более или менее самостоятельные и инициативные. В среднем на семью из шести человек правительство выдавало 60 рублей, хотя для обустройства требовалось в 5-6 раз больше. После отмены крепостного права на Амуре могли селиться все желающие.

В «Географическо-статическом словаре Амурской и Приморской области с включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран», составленном преподавателем Благовещенской мужской гимназии А. Кирилловым и изданном в 1894 г. на стр. 316 о селе Пермском было сказано: «Пермское селение Приморской области, Софийского округа, на левом берегу Амура, в 352,5 верстах ниже Хабаровки и 266 выше Софийска, основано переселенцами Пермской губернии в 1860 году; в 1888 году в нем числилось: часовня во имя Святого пророка Ильи, дворов 26 и жителей 78 мужского и 82 женского пола. Занятия жителей: заготовка дров для пароходов, почтовая гоньба, рыбный промысел и в незначительных размерах земледелие, развитию которого препятствует недостаток для сельского хозяйства земель».

На отвоеванной у леса земле первые поселенцы пытались сеять хлеб, точно так же, как сеяли его на родине за Уральским хребтом. Однако от земледелия вскоре пришлось отказаться. Природные условия не позволяли получать хороший урожай, пришлось осваивать новое ремесло. Амур уже в то время был крупнейшей и единственной в тех местах транспортной артерией. С вязи пo Амуру не прекращались и в зимнее время: ездили на санях по замерзшей реке. Амурские пермяки стали заготавливать дрова для пароходства. Дрова пилили зимой, летом грузили на баржи. Помимо заготовки дров жители занимались извозом. Возили письма, казенные бумаги, пассажиров, различные грузы. Бойко шла торговля, особенно с японцами. Купцы из Страны восходящего солнца привозили практически все: одежду, обувь, ткани, продукты... В амурском селе жили лучше, чем в губерниях Центральной России. В домах у крестьян был полный достаток: японская мебель, посуда в кухонном шкафу, у каждого члена семьи своя ложка и тарелка.

Первый и единственный план земельных угодий с. Пермского был выполнен окружным землемером Поротовым в 1897 г. Планировка села представляла собой цепочку одноэтаж-ных деревянных жилых домов вдоль единственной дороги от Орлотовского (Большого Силинского) озера до озера Мылки. У самого берега находились ледники, за домами огороды, а дальше - тайга.

Улица села Пермского замыкалась с одной стороны сопкой с кладбищем (Аварийной горкой), с другой стороны - площадью перед деревянной церковью Святого пророка Ильи, построенной в 1909 году. Высокий и живописный объем церкви определял силуэт и панораму села, которая в основной своей массе состояла из одноэтажной однотипной усадебной деревянной застройки.

Село постепенно развивалось и застраивалось по схеме линейного поселения и к 1932 году насчитывало 49 дворов и более 300 жителей. Здания, построенные до 1932 г. не сохранились.
   

Комсомольск-на-Амуре. Начало строительства

В начале 1930-х годов особое внимание Правительства СССР было обращено на обороно-способность страны, в том числе Дальнего Востока. В 1930 году на XVI съезде ВКП(б) был объявлен курс на индустриализацию Дальневосточного края и 20 февраля 1930 года Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров РСФСР принимают специальное постановление о хозяйственном и культурном строительстве Дальнего Востока. Первой целью стало сооружение судостроительного завода для укрепления базы Тихоокеанского флота. Первоначально, 31 августа 1931 г. Советом Труда и Обороны для судостроительной верфи было определено место при слиянии рек Амур и Уссури у села Нижне-Воронежского в 14 километрах от г. Хабаровска. Захват Японией Маньчжурии заставил подумать о переносе площадки строительства подальше от границы. Определяющим фактором при изменении места строительства и назначения новой площадки именно в с. Пермском, явилось то, что, во-первых, село находилось на расстоянии 400 километров от границы с Китаем (максимально возможная дальность полета японских самолетов) и во-вторых, еще в 1910 г. инженером О.П. Вяземским был выполнен так называемый Николаевский проект, предусматривающий строительство стратегической железной дороги от станции Уруша до Императорской Гавани (г. Советская Гавань) через село Пермское-на-Амуре. Здесь предполагалось строительство артиллерийского и судостроительного заводов. Революция не позволила осуществить этот проект, и к нему вернулись уже в советское время.

В январе 1932 года Совет Труда и Обороны принимает решение о строительстве железнодорожной ветки от станции Уруша Забайкальской железной дороги до села Пермское, а 23 февраля правительственная комиссия во главе с Я.Б. Гамарником принимает решение строить оборонные заводы (судостроительный, а в апреле - авиастроительный) в районе села Пермского. По приказу Наркомата Тяжелой Промышленности от 05.03.1932 г. № 87 в село Пермское направляется экспедиционный отряд «Дальпромстроя» в количестве 30 человек с целью подготовки жилья для будущих строителей. Их силами было построено несколько бараков и пекарня.

Центральный Комитет ВКП(б) и Центральный Комитет ВЛКСМ в марте 1932 г. объявляет мобилизацию для строительства будущего города. 10 мая 1932 года к селу Пермскому на пароходах «Колумб» и «Коминтерн» прибыло около 900 первых строителей. К месту будущего авиационного завода, к нанайскому стойбищу Дземги на пароходе «Капитан Карпенко» прибыло 147 человек.

Начинать строительство пришлось с нуля, на голом месте. К приезду строителей жилье подготовлено не было. Имеющиеся в наличии 49 крестьянских домов села Пермского могли принять лишь незначительную часть приехавших людей, поэтому в первый же день началось сооружение временного жилья. Ими стали землянки, брезентовые палатки, плетенные из кустарника бараки, шалаши. Дорог не было, постройка шалашей производилась путем подноски всего материала с реки и из леса вручную. На 15 августа 1932 г. для строительства имелся лишь неутвержденный вариант генерального плана завода без размеров на чертеже и привязки к месту.

В 1932 г. село Пермское переименовано в Комсомольск-на-Амуре и ему был присвоен статус города.

Строительство города начиналось с возведения двух заводов, которые носили в разное время разные названия. Судостроительный завод в начале назывался «Дальпромстрой», позже – стройка № 199, затем как судостроительный завод имени Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод.). Авиационный завод в начале имел название машиностроительный, потом – стройка № 126, затем – авиастроительный завод имени Ю.А.. Гагарина (ныне Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, заложен 18.06.1934 г.). Строились заводы одновременно в двух разных местах: судостроительный в районе села Пермского (Правосилинский район), авиастроительный на месте нанайского стойбища Дземги (Левосилинский район). Первоначально площадка под строительство авиастроительного завода готовилась на берегу Амура, но она была затоплена. Строительную площадку перенесли вглубь тайги , куда была проложена грунтовая дорога от Амура до нынешней ул. Уральской. Заводская строительная площадка стала называться «Дземги». Площадки разделяла река Силинка, впадающая в Амур. Расстояние между ними было примерно 12 километров.

Весь начальный период стройки и, прежде всего 1932 г. был периодом сплошного штурма. Показателями считались объемы промышленного строительства и на него были брошены все силы и средства. Первые строители города стали жертвами, заложниками сталинского плана индустриализации страны. Их нечеловеческий труд в труднейших условиях считался нормальным явлением и провозглашался как подвиг. Появление шалашей, палаток, землянок свидетельствует о серьезных недостатках подготовки к строительству заводов.

По плану два городка должны были развиваться навстречу друг другу в целях конечного их объединения. Но этому проекту не пришлось осуществиться, так как площадка авиазавода вскоре подверглась затоплению и ее перенесли вглубь тайги, в поселок Дземги. По договору все проектные работы должны были закончиться к марту 1933 г. Первым разработчиком проекта поселка Амурской судостроительной верфи был архитектор Н. М. Протопопов - Быльев.

К концу 1933 года было раскорчевано 255 гектаров тайги и проложено 20 километров дорог. Комсомольск-на-Амуре представлял собой отдельные поселки, островки из саманных бараков, шалашей, разбросанных в сильно поредевшей заболоченной тайге. Поселки соединялись пешеходными тропками и грунтовыми дорогами. Людская молва дала им характерное название «Каттельград» (или «Шалаши Ильича») по имени первого директора «Дальпромстроя» Иосифа Каттеля, инициирующего возведение «времянок». Но даже такого жилья катастрофически не хватало, его некому было строить, все силы были брошены на возведение заводов. Новых строителей пригласить было нельзя, потому что их некуда было селить. Расчет на быструю реализацию промышленной программы не оправдался, и интерес к строительству в правительстве временно снизился.

12 июня 1933 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. Этот день стали считать днем рождения города. Несколько позже, 18 июля 1934 г. состоялась закладка еще одного индустриального гиганта - авиационного завода. Первый самолет выкатили из цехов этого завода уже в 1936 г. Это был самолет-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева. Другую моделью, которую начали осваивать на заводе, стал дальний бомбардировщик «ДБ-3» конструкторского бюро Илюшина. Для своего времени это была скоростная и современная машина. Уже в годы Второй мировой войны бомбардировщик и его модификация «ИЛ-4» стали легендами. В первом полугодии 1941 г. завод выпустил 82 самолета, а во втором полугодии – 303.

В 1934 году возле строящихся доков судостроительного завода на берегу реки Амур возник поселок «Аварийный», состоящий из трех десятков каменных и деревянных коттеджей и деревянных 12-ти квартирных домов. В том же году был закончен барачный поселок «Комсомольский», рядом с ним был построен поселок «Пожарный». К 1935г. стали возникать на берегу Амура и в других местах новые поселки - «ИТРовский», «Коттеджный», «Коммунстрой», «Барачный», «Копай-город», отдельные постройки частного сектора. Введены в строй клуб «Ударник», баня, больница. Первая жилая застройка, которая осуществлялась по специально разработанным проектам, в капитальных конструкциях появилась в Левосилинском районе на «Дземгах». В начале 1934 г. по генеральному плану «Промстройпроекта» развернулось комплексное строительство первого в городе жилого квартала. Все дома сооружались из бруса, поэтому поселок назвали «Брусчаткой». В комплекс входили столовая, магазин, детский сад, клуб и котельная, обеспечившая первое центральное отопление. Впервые в городе в поселке «Брусчатка» было проведено комплексное благоустройство; сооружены деревянные тротуары.

Жилищная проблема города во многом была разрешена за счет индивидуального строительства. Архитекторами «Дальпромстроя» Кривицким, Молотшевым и Бердиным был проведен конкурс на лучший проект индивидуального дома. С 1937 г. по 1941 г. возникли такие крупные районы усадебной застройки, как поселки Мылки, 4-й Силинский, Амурсталевский и Майский. Недалеко от авиастроительного завода вырос поселок промпереселенцев, который сейчас носит название Победа.

Город постепенно рос, покрывался сетью дорог как грунтовых, так и узкоколейных железнодорожных, отводились новые площадки для крупных промышленных предприятий. Силами заключенных ГУЛАГа началось строительство железной дороги на г. Хабаровск.

В тридцатые годы в городе было начато строительство заводов «Амурсталь» и «Амурлитмаш», завода по производству свинцовых стартовых аккумуляторов и др. Большинство из них дали первую продукцию в суровом 1942 г. и внесли весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков и их союзников на западном фронте, японских милитаристов на Дальнем Востоке.

Население города росло с каждым годом. В 1932 г. оно насчитывало 6 тыс. чел., а в 1937 - более 60 тысяч. Основными категориями строителей были комсомольцы первого (1932 г.) и второго (1934 г.) призывов, вербованные, промпереселенцы, девушки - «хетагуровки», солдаты Особого Строительного Корпуса и заключенные.

В 1934 г. «Дальпрогору» было поручено в кратчайший срок разработать генеральный план города в расчете на 300 - 400 тыс. чел. Проектом были определены места расположения парков (в том числе Силинского), больничных городков, аэропорта, жилых кварталов, вокзала, водных пристаней - грузовых и пассажирских. Хотя застройка в последующем складывалась в некоторых случаях стихийно, трассировка улиц осуществлялась в точном соответствии с проектом. Застройка кварталов начиналась с возведения кирпичных зданий по углам, как вехи будущих улиц, а внутреннее пространство застраивалось деревянными домами. Город был невероятно разбросан – его кварталы были разделены между собой островками тайги и отстояли далеко друг от друга. Вкривь и вкось расходились немощенные улицы.

Первая улица города, названная в честь С.М. Кирова, проходила через первую площадь города, названную Круглой. В1948 г., когда на ней установили скульптуру С.М. Кирова, площадь, как и улица, стала носить его имя. Аллея Труда, пересекающая площадь им. Кирова, до войны обрывалась у Политехнического техникума. Дальше, до самого поселка Мылки, была непроходимая тайга. В городе пока не было единого архитектурного ансамбля, не было четко выраженного центра. В поселке «Дземги» застройка велась более упорядочено и большей частью кирпичными домами. Был построен комплекс административных зданий авиационного завода, застраивался Центральный проспект, улица Советская, построен самый большой стадион в городе и парк авиастроителей. Активно застраивался индивидуальными домами поселок «Победа».

Основу архитектурной композиции поселка Дземги составила ул. Первомайская (ул.Калинина), примыкающая по меридиану на север к Комсомольскому шоссе, и перпендикулярные ей ул. Советская и Центральный проспект. Улица Авиационная (ул.Уральская) замкнула все эти магистрали в огромный треугольник, примыкающий к территории авиационного завода. В течение пяти лет связь между Дземгами и селом Пермским осуществлялась по двум тропкам вдоль берега Амура и тропой через реку Силинку. В 1937 году была построена самая длинная улица города – Комсомольское шоссе, соединившая две строительные площадки, которые назывались «Город» и «Дземги», а сейчас Центральный и Ленинский округа.

Великая Отечественная война приостановила темпы жилищного и культурно-бытового строительства. Все силы строительных организаций были брошены на завершение строительства промышленных предприятий: завода «Амурсталь», аккумуляторного завода и нефтезавода. После войны было закончено строительство Дома Советов на Аллее Труда, кинотеатр «Комсомолец», Дворец культуры судостроительного завода, жилые дома, школа и гостиница на проспекте Мира, Дом Красной Армии.

Всего в Комсомольске-на-Амуре в 1948 г. было уже 75 улиц, 36 школ, 3 техникума, педагогическое училище, 7 ремесленных училищ и школ ФЗО. Население насчитывало 130 тыс. жителей. Центр города переместился от бараков «Комсомольского» поселка и «Брусчатки» к благоустроенным улицам Пионерской и Аллеи Труда.

Разработкой плана застройки территории города занималось Ленинградское отделение Горстройпроекта. До конца осуществить задуманный проект помешала начавшаяся война. Вплоть до середины 60-х годов архитектурный облик города определялся вкусами различных ведомств и организаций. Однако многое, в том числе улицы, дома, памятники, было построено по проектам ленинградских и московских архитекторов. Этим чрезвычайно гордятся многие горожане, называя Комсомольск «кусочком Ленинграда».

Современный Комсомольск

Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу крупнейшей дальневосточной реки, в 360 км северо-восточнее Хабаровска. Окруженный грядой высоких сопок город, словно замер среди застывших волн разбушевавшегося каменного океана. На западе видны вершины хребта Мяочан и Баджальского хребта. На востоке протянулись сопки - отроги Сихотэ-Алиня. Название этих гор произошло от нанайских слов «сихтэ, сиктэ» - хвоя, ель и «алин» - горный хребет.

Приток Амура - небольшая горная река Силинка делит город на две части - «Город» и Дзёмги (так называют обширную промышленную зону). Ныне это Центральный и Ленинский административные округа. Их соединяет самая длинная магистраль города, имеющая протяженность около 7 км, - Комсомольское шоссе. Построенная к пятилетию города, поначалу она была грунтовой дорогой с деревянным мостом через Силинку. Спустя 20 лет построили первый железобетонный мост. Ныне на магистральном шоссе самое интенсивное в городе дорожное движение. Для разгрузки трассы в 2000 г. была построена новая подъездная дорога к Дзёмгам с новым мостом.

Город протянулся вдоль Амура более чем на 30 км. Своим фасадом он обращен к реке, ширина русла которой в черте города достигает 2,5 км.

На набережной, там, где высадились первые строители Комсомольска, установлен известный многим памятный камень - 21-тонная глыба кварцевого диорита с надписью: «Здесь 10 мая 1932 года высадились первые комсомольцы - строители города».

Центр набережной украшает оригинальное здание пассажирского речного вокзала - самого большого на Амуре. Его очертания напоминают плывущий корабль. Четко просматриваются палуба, нос, корма, труба, трап. Речной вокзал может принимать суда типа «река-море» водоизмещением до 6 тыс. т. Три причала порта рассчитаны на перепад уровня Амура в пределах 10 метров. От реки на северо-запад веером расходятся широкие улицы и проспекты. Такой планировкой архитекторы ослабили силу господствующих южных ветров.

Главная улица города - проспект Первостроителей (называвшийся прежде Красным и Амурским). Это наиболее широкая улица Комсомольска (100 м) протянулась на 3,5 км. Здесь есть свои достопримечательности - самый большой в городе  714-квартирный дом. В старой, центральной части города преобладают пятиэтажные, так называемые «сталинские» дома. Для большинства из них характерен единый стиль послевоенной советской архитектуры с присущим ему богатым декоративным убранством зданий: лепными украшениями и другими архитектурными изысками. Новые кварталы застраиваются 9-14-этажными зданиями.

Ленинский округ, чаще называемый горожанами Дзёмги, - фактически целый город, где проживает треть населения Комсомольска, с комплексом различных организаций и учреждений. Эта часть города застроена менее компактно. Наряду с новостройками там сохранились деревянные дома частного сектора. Неоспоримое преимущество Дзёмог - озелененность. Там находится лучший парк города. Кроме того, на левом берегу Силинки строителями оставлен огромный массив почти нетронутой тайги площадью более 500 га.

По численности населения Комсомольск на Дальнем Востоке уступает лишь Хабаровску и Владивостоку - старым городам с богатыми традициями. На его долю приходится пятая часть населения Хабаровского края, в том числе треть горожан.

Основной движущей силой роста населения долгие годы были миграции. Строить новый город ехали тысячи юношей и девушек со всей огромной страны. Население Комсомольска росло стремительно: в мае 1932 г. насчитывалось 150 жителей, через четыре года - 20 тыс., к 40-м годам - свыше 70 тыс. В перспективе Комсомольску-на-Амуре отводилась роль центра агломерации с планируемой численностью населения 700 тыс. чел. к 2005 г., высокоразвитой промышленностью, транспортом, связью, наукой. Стимулировать миграционный поток предполагалось за счет государственных средств. Однако в начале 90-х годов ситуация стала меняться. Приток молодежи сократился. Конверсия на градообразующих предприятиях привела к резкому спаду производства. Объем производства на предприятиях военно-промышленного комплекса сократился на 80% по сравнению с доперестроечным уровнем. Это привело к потере рабочих мест, что в свою очередь вызвало отток населения из Комсомольска. Пик безработицы пришелся на 1995 г. - почти 8%.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре - крупный промышленный, научный и культурный центр Дальнего Востока, третий по величине город в Дальневосточном Федеральном округе, центр промышленной агломерации, включающей еще город-спутник Амурск, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов.

В середине 90-х годов Комсомольской агломерации присвоен статус свободной экономической зоны производственного типа. Современная зона Комсомольск-Амурск-Солнечный включает территории трех административных районов Хабаровского края: Комсомольского, Амурского, Солнечного, а также территорию самого Комсомольска.

Комсомольск-на-Амуре - лидер экономической жизни на Дальнем Востоке, один из самых динамично развивающихся индустриальных центров. Производственный потенциал города сосредоточен в высокотехнологичных отраслях машиностроения (авиастроение, судостроение, производство подъемно-транспортного и литейного оборудования), черной металлургии, нефтеперерабатывающей промышленности, электро- и теплоэнергетики. Отличительной особенностью промышленности является высокий удельный вес обрабатывающих отраслей и оборонных производств.

Комсомольск-на-Амуре развивается не только как промышленный, но и как крупный научно-технический центр Дальнего Востока. Направления производственной специализации города предопределили развитие научных и проектно-конструкторских школ, прежде всего на основе научного потенциала города: Института машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии наук, Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. В городе 16 научно-исследовательских проблемных лабораторий, 23 конструкторских бюро, 26 заводских лабораторий, 18 опытно-промышленных предприятий и организаций.

Образование города представляют 3 высших учебных заведения, 5 средних специальных заведений, 12 учебных заведений начального профессионального образования. К услугам ребят учреждения дополнительного образования: Городской дворец творчества детей и молодежи, Дом детского творчества, Центр юных техников, детская музыкальнай школа с 4 подразделениями, детская художественная школа с 3 подразделениями.

Учреждения здравоохранения насчитывают 13 больничных, 54 амбулаторно-поликлинических учреждения В ряде городских больниц внедрено новейшее оборудование, освоены новые методы обследования и эффективного лечения.

В городе работают 17 библиотек, профессиональный театр, экспериментальный театр КНАМ,краеведческий музей и музей изобразительных искусств, галерея «Метаморфоза», зооцентр «Питон».

В Комсомольске-на-Амуре широко развит и спорт. В городе работают более ста физкультурных коллективов, сеть детско-юношеских школ. Действуют стадионы «Авангард», «Смена», «Строитель», спортивные сооружения.

Несмотря на молодость города, в нем есть немало мест, связанных с историей города, с жизнью его славных земляков и знаменитых гостей. Их имена сохранились в названиях улиц, запечатлены памятниками и мемориальными досками.

Источники:

  • Объекты культурного наследия: памятники ист. и культуры Хабаровского края / сост. А. В. Дыминская, Л. Б. Шокурова, М. К. Янкевич, А. Р. Ласкин . - Хабаровск: Рос. Медиа Альянс, 2006. - 208 с.: ил.
  • Хабаровский край: 70 лет : ист.-геогр. атлас. - Хабаровск: Деловой Хабаровск, 2008. - 176 с.: ил. - ISBN 978 - 5 - 98008 - 065 - 5
  • Адашова Т.А. Ковалев В.В. Комсомольск-на-Амуре // География. – 2002. - №3.
  • Вишнякова С. Рождение села Пермского-на-Амуре: К 140 летию со дня основания // ДВК. – 2000. – 15 августа. – С. 5.
 
Оцените качество услуг