RSS Twitter ВКонтате Facebook Одноклассники Мой мир в mail.ru Инстаграм
 

Казакевич Петр Васильевич. Биография мореплавателя и исследователя Дальнего Востока

28 Июл

Казакевич Петр Васильевич - мореплаватель, исследователь Дальнего востока


Петр Васильевич Казакевич родился в Новгородской губернии в старинной дворянской семье в 1816 г. В декабре 1835 г. он окончил Морской кадетский корпус и в чине мичмана начал службу на фрегате «Беллона». Через два года он перешел на фрегат «Аврора», где держал флаг известный моряк-гидрограф контр-адмирал Ф. П. Литке. Тогда и родилась в Петре Васильевиче тяга к морским экспедициям.

В 1844 г. на корабле «Ингерманланд» лейтенант Казакевич совершает сложный переход из Кронштадта в Архангельск и обратно, а 0 следующем году участвует в десятимесячном плавании по Средиземному морю.

В феврале 1848 г. Казакевича, ставшего уже опытным моряком, назначают старшим офицером на строящийся в Свеаборге (Финляндия, ныне Суоменлинна) транспорт «Байкал», готовящийся под командованием Г. И. Невельского к походу на Дальний Восток с различными грузами для Петропавловска и Охотска. Это был небольшой корабль водоизмещением всего 250 тонн, но обладавший хорошими мореходными качествами. Благодаря энергичной деятельности П. В. Казакевича транспорт был досрочно спущен на воду и 21 августа 1848 г. вышел из Кроншадта в кругосветное плавание. Этому судну выпала счастливая доля провести, по сути дела, первое обследование Татарского пролива и открыть устье Амура.

Путь от Кронштадта до Петропавловска-Камчатского «Байкал» проделал за рекордно короткий срок - 8 месяцев и 23 дня, сделав остановки на рейдах Копенгагена, Портсмута, Рио-де-Жанейро, Вальпараисо и Гонолулу.

1 июня 1849 г. «Байкал» вышел из Авачинской губы к берегам Сахалина, и через 26 суток судно стало на якорь в северной части Амурского лимана, приступив к исследовательским и промерным работам. Следуя на одной из шлюпок вдоль берега, В.П. Казакевич первым из русских моряков вошел в устье Амура. Он определил координаты северного входного мыса реки и поднялся на гору Табах. Отсюда он увидел величественную картину Амурского лимана. Ширина устья Амура, по определению Казакевича, достигала 8 миль. Открытый им фарватер АЛЯ входа в Амур вдоль материковой части лимана получил впоследствии название фарватера Невельского или Северного.

П. В. Казакевич также произвел подробные зарисовки побережья о. Сахалина, хранящиеся сегодня в Центральном военно-морском архиве. 15 июля Г. И. Невельской, сдав команду транспорта лейтенанту Казакевичу, отправился обследовать устье Амура и далее на юг. 22 июля 1849 г. им было совершено выдающееся открытие - обнаружен пролив между материком и Сахалином. Таким образом, было доказано, что Сахалин - остров, а Амур не теряется в песках, как это тогда считалось. Честь этого открытия по праву принадлежит также и П. В. Казакевичу.

6 декабря 1849 г. Казакевич был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром брига «Полинур», а позднее, в марте 1851 г., он принял предложение генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева перейти к нему офицером для особых поручений. С этого момента Петр Васильевич все свое время отдает исследованию Забайкалья и Дальнего Востока, что способствовало подготовке открытия судоходства на Амуре.

В 1853 г. был утвержден проект об учреждении Амурского пароходства, а 14 мая 1854 г. начался первый сплав войск, снаряжения, боеприпасов и продовольствия для Камчатской флотилии по крупнейшей дальневосточной реке. Командующим отрядом являлся Н. Н. Муравьев, а командующим флотилией - П. В. Казакевич. Так было доказано, что Амур судоходен на всем своем протяжении. 25 августа 1854 г. за отличие по службе П. В. Казакевич был произведен в капитаны I ранга.

Между тем обстановка на Дальнем Востоке обострялась. Еще в марте 1854 г. Англия и Франция объявили войну России, и англо-французская эскадра вошла в тихоокеанские воды. После героической обороны Петропавловска все русские войска и флот сосредоточились в устье Амура. Офицеры и матросы Амурской экспедиции Г. И. Невельского активно готовились к обороне. Для усиления русских сил на Дальний Восток прибыла эскадра вице-адмирала Е. В. Путятина.

4 декабря 1854 г. Казакевич командируется в Америку с целью «заготовления» вещей и припасов - заказа для Сибирской флотилии трех пароходов. Успешно выполнив это задание, он 18 марта 1856 г возвратился на родину и вскоре был произведен в контр-адмиралы с утверждением в должностях военного губернатора вновь организованной Приморской области Восточной Сибири и командира портов Восточного (Тихого) океана с главной базой в Николаевске-на-Амуре.

После окончания Крымской войны Амурская экспедиция была расформирована. Часть кораблей вместе с ветеранами экспедиции возвращались на Балтику. Уезжал и бывший начальник экспедиции контрадмирал Г. И. Невельской. Проводить его и других участников этой героической эпопеи прибыл к мысу Лазарева на пароходе-корвете «Америка» П. В. Казакевич.

Шло время. Ширился и рос новый порт Николаевск-на-Амуре, основывались и строились по левому берегу Амура казачьи станицы. Новый губернатор успевал всюду. Он укреплял Сибирскую флотилию, организовал школу юнг и Николаевское мореходное училище, которое впоследствии окончил будущий адмирал С. О. Макаров; вел разведку полезных ископаемых на Сахалине и в Приморье, создал библиотеку и школу грамотности для матросов Амурского экипажа, построил первые маяки по берегам Японского моря.

18 июня I860 г. на пароходе-корвете «Америка» Казакевич отправился в поход по южным гаваням. 1 июля при содействии команд транспорта «Манжур» и корвета «Гридень» в гавани Новгородской (залив Посьета) он выставил военный пост, а 13 июля прибыл в только что основанный Владивосток, где осмотрел и одобрил план его застройки.

В 1861 г. П. В. Казакевич возглавил русскую часть комиссии по определению границ между российскими владениями и Китаем по Пекинскому трактату.

Жители Приморья и Приамурья ценили Петра Васильевича не только как прекрасного моряка и отличного администратора, но и за его высокие душевные качества: справедливость и твердость характера, искреннюю любовь к Дальнему Востоку.

До апреля 1865 г. продолжалась плодотворная и полезная деятельность Петра Васильевича на Дальнем Востоке, когда по состоянию здоровья его перевели на Балтийский флот. Скончался Казакевич 23 (11) декабря 1887 г. и похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского (Новодевичьего) монастыря. Здесь же покоится прах его командира по транспорту «Байкал» - Г. И. Невельского.

Более 50 лет полной трудов и богатой событиями жизни отдал Петр Васильевич Казакевич русскому флоту. Его имя увековечено во многих географических названиях Японского моря и Амурского лимана - бухта, мыс, пролив, село и др.

 
Оцените качество услуг