RSS Twitter ВКонтате Facebook Одноклассники Мой мир в mail.ru Инстаграм
 

Выставочная деятельность

18 Мар

Выставочная деятельность: из опыта работы российских библиотек

Методический материал «Выставочная деятельность библиотеки» адресован библиотекарям. Материал состоит из трёх разделов. В первом разделе даются рекомендации по организации и подготовке выставок. Во втором - представлен краткий обзор выставочной работы в библиотеках регионов России. В третьем - обобщён опыт специалистов Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия, знакомящий с идеями, находками, решениями, которые могут найти применение в практической выставочной работе.

1. Технология выставочной деятельности.

В России самые первые выставки были организованы в середине XIX века. Местом их проведения была Императорская Публичная библиотека (ныне Российская Национальная Библиотека). Выставки были немногочисленны и, как правило, носили музейный характер. Из европейских стран особую популярность выставки получили в Германии. Сегодня трудно представить себе библиотеку, в которой не было бы выставки.

Понятие «книжная выставка» уходит в прошлое. Это связано с появлением в фондах помимо печатных документов нетрадиционных носителей информации: электронных, аудио-, видео- документов и т.д. Специалисты предлагают использовать термин «библиотечная выставка».

Главная цель выставочной деятельности библиотеки – раскрытие фонда.

Задачи – поддержка чтения, привлечение внимания к той или иной проблеме, теме или документу, облегчение поиска необходимой информации.

Библиотечная выставка может функционировать как самостоятельная наглядная форма массовой работы или может быть частью (дополнением) комплексного массового мероприятия.

Работа над любой выставкой складывается из определённых технологических процессов.

Алгоритм подготовки выставки

§ Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения;

§ Выявление методических рекомендаций по теме выставки;

§ Выявление по СБА источников;

§ Знакомство, отбор, группировка литературы;

§ Определение структуры выставки;

§ Определение названий заголовка, разделов, цитат, иллюстраций, предметной среды;

§ Оформление выставки;

§ Учёт эффективности выставки.

 

В настоящее время библиотечная выставка – это не только отбор и систематизация специально подобранных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых для обозрения пользователям библиотеки. Но это и своеобразная визитная карточка библиотеки, наряду с характеристикой библиотечного фонда, предоставляющая информацию о стиле работы библиотеки в целом (творческом или формальном). Собственная фантазия автора выставки, отход от стереотипов, оригинальная форма представления материала, необычное оформление позволяют наиболее полно отразить позицию библиотекаря, его мировоззрение, видение проблемы, которой посвящена выставка.

По определению Славы Григорьевны Матлиной, ведущего научного сотрудника РГБ, нестандартная выставка – это отступление от общепринятых правил, нетривиальный личностно окрашенный взгляд на цели экспонирования и способы их достижения. Это продукт творчества, у которого всегда есть конкретный автор идеи, концепции, оригинального оформления.

Выигрышным моментом в выставочной деятельности является наличие интерактивности – «взаимодействия», «включения» пользователей в выставочный процесс, подразумевающий какую-

либо активность со стороны пользователей, превращающую их из зрителей-созерцателей в соучастников-творцов. Интерактивная выставка в библиотеке должна не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы.

Проблематика выставки и её концепция

Приступая к организации выставки, необходимо уделить особое внимание концепции выставки. «Conceptio» в переводе с латинского означает «понимание», «система». Грамотно продуманная концепция выставки должна отвечать на 3 вопроса:

§ О чём желаем рассказать? (тема, содержание)

§ Кому адресована выставка? (читательское предназначение)

§ Как подать экспонируемый материал? (форма, способ предоставления информации)

На сегодняшний день, по мнению Веры Викторовны Вяткиной, главного методиста школьных библиотек Частинского района Пермской области, существует 73 вида выставок. Обозначенная цифра не является пределом, поскольку творческий потенциал и профессиональное мастерство библиотекарей постоянно совершенствуются, пополняясь новыми идеями и формами.

Нетрадиционные формы библиотечных выставок:

в – вернисаж

? – вопрос

с – совет

т – тест

а – аукцион

в – викторина

к – кроссворд

и – игра

Выставка-гороскоп, выставка-макет, выставка-реклама, выставка-фоторепортаж, выставка-полемика, выставка-календарь, выставка-настроение, выставка-признание, выставка одного автора, выставка одного жанра и т.д.

Выставка-вернисаж предполагает демонстрацию картин или репродукций. Вернисаж сопровождается экспозицией литературы о художниках, их творчестве, о данном направлении в искусстве.

Выставка-импульс должна побуждать к действию, сопровождаться словами «Остановись», «Берегись…», «Не навреди…» и т.д. Материалы, представленные на выставке, должны носить эмоциональный, яркий, неординарный характер.

Выставка-досье представляет собой выставку документов, свидетельств, произведений по какому-либо делу или вопросу. С их помощью читателю предоставляется возможность самостоятельно определить свою позицию и оценку.

Заголовок

Заголовок выставки должен соответствовать определённым критериям:

§ объём заголовка не более 5-ти слов;

§ содержание заголовка информационно ёмкое, передающее суть;

§ присутствие оригинальности, интриги, не шаблонности в оформлении заголовка.

Цитаты

Для цитирования на выставке отбираются материалы, обладающие экспрессивностью в выражении мыслей, чувств, переживаний:

§ яркие или парадоксальные высказывания авторов, героев произведений;

§ эпизоды объяснений в любви, проявлений различных чувств, захватывающих сцен;

§ элементы сюжета, содержащие тайну, интригу;

§ описания детских переживаний, подкупающие своей искренностью;

§ выдержки из писем и дневников авторов.

Экспонируемый на выставке материал и способы его подачи должны содержать элементы новизны, оригинальности, неожиданности. Показ самих книг и других источников информации должен быть направлен на привлечение внимания к чтению. Вся представленная на выставке атрибутика должна быть подобрана с эстетическим вкусом, подчинена основной идее выставки, не должна «перегружать» её, отвлекать от книг.

Оформление

В оформлении выставки могут быть использованы следующие аксессуары:

§ знаковые (эмблемы, символы, тексты, цитаты, виньетки, экслибрисы, схемы);

§ предметные (макеты, муляжи, бутафория, куклы);

§ конструкционные (оргтехника, канцелярские принадлежности, подставки, коробки, зажимы);

§ художественная атрибутика (плакаты, иллюстрации, фотографии, репродукции, картины, коллажи);

§ декоративные элементы (драпировка из шёлка, цветы, сувениры).

Результативность

Определение результативности выставочной деятельности осуществляется путём подсчёта книговыдачи с выставки и учёта количества посетителей, посмотревших её (показатели статистики). Для более подробного качественного анализа рекомендуется использовать матрицу – таблицу для оценки эффективности. Параметры матрицы каждая библиотека может выбирать самостоятельно, исходя из приоритетов своей деятельности.

 

 

Матрица для оценки эффективности выставочной деятельности (качество)

Параметр 

 

Баллы

1.

Актуальность темы выставки

 

2.

Учёт интересов групп пользователей

 

3.

Новизна формы выставки

 

4.

Реклама выставки

 

5.

Оформление выставки (заголовок, разделы, аксессуары)

 

6.

Сопутствующие мероприятия (сочетание с другими формами индивидуальной и массовой работы)

 

7.

Показатели эффективности (книговыдача, посещения)

 

 

ДЕЛОВАЯ ИГРА

В целях повышения профессионального мастерства молодых специалистов можно провести организационно-деятельностную игру «Модель библиотечной выставки», разработанную Натальей Владиславовной Збаровской.

Цель: выявление уровня умений и навыков организации библиотечных выставок сотрудниками отделов обслуживания.

Задачи:

§ развитие навыков критического осмысления действительности;

§ формирование навыков коллективной интеллектуальной деятельности;

§ совершенствование умения работать с целевыми читательскими группами;

§ развитие умений аналитико-синтетической работы с информацией;

§ выявление уровня развития выставочной деятельности в ЦБС.

Ход игры

Первый этап: теоретическая часть занятия. Ведущий кратко излагает основные требования к выставочной деятельности, напоминает участникам классификацию выставок, объясняет основные понятия: «концепция», «модель», «оценка эффективности» и т.п.

Второй этап: подготовка проектов. Участники игры делятся на две команды. Каждая команда представляет отдельную библиотеку (детскую или «взрослую» по выбору участников) и получает специальную матрицу, по итогам коллективного заполнения которой создаётся знаковая модель выставки. На эту работу отводится 45 минут.

Участникам игры разрешается (в пределах отведённого на данный этап времени) использовать каталоги и картотеки, сборники афоризмов и пр.).

Третий этап: защита проектов. Представители каждой команды представляют коллективные проекты, участники заслушивают выступления, задают вопросы, дополняют выступающих и комментируют по ходу игры. Данный этап занимает от 30 до 40 минут игрового времени.

Четвёртый этап: подведение итогов. Ведущий подводит итоги игры, выявляет проблемы, возникшие у команд, даёт практические рекомендации.

Результаты игры могут быть использованы в качестве основы для методических разработок тематических выставок по различным направлениям деятельности.

2. Идеи по организации, содержанию, форме представления выставок в библиотеках регионов России

Методически грамотно разработанная библиотечная выставка – это целая программа работы с читателями. Новые интересные факты для обсуждения, дискуссионные вопросы, не имеющие однозначных ответов, творческий подход, дизайнерское оформление - всё это закладывается в структуру выставки с момента авторского замысла и начала работы над ней. В настоящее время библиотеками накоплен большой опыт выставочной деятельности. Краткий обзор выставочной деятельности, составленный на основе публикаций в профессиональных периодических изданиях, и информации, размещённой на веб-сайтах библиотек, позволит познакомиться с идеями по организации, содержанию, форме выставок в библиотеках регионов России.

Сотрудники Центральной городской детской библиотеки Нижнего Тагила сумели наладить «обратную связь» с читателями и, желая получить предложения по разработке дальнейших выставок, составили обращение к читателям:

Дорогие друзья!

Нам очень нравится с вами работать. Но особенно приятно узнать, что сотрудники библиотеки помогли кому-то получить «пятёрку» в школе, подготовить доклад или реферат, победить в городской олимпиаде, блеснуть эрудицией в компании друзей. Тогда мы жутко гордимся этим и говорим: «Какая полезная всё-таки детская библиотека!» И что, почиваем на лаврах? Нет, постоянно думаем над тем, как сделать нашу совместную работу ещё интересней. Так хочется вас научить, развлечь, порадовать. Будем дружить и дальше? В этом случае ждём от вас интересных предложений. Какие выставки вы хотели бы увидеть у нас в новом году? С кем мечтали бы встретиться, о ком поговорить? Ждём ваших пожеланий!

Для привлечения внимания к выставке новых книг «Непыльная этажерка» сотрудники Центральной городской детской библиотеки Нижнего Тагила подготовили представления в стихотворной форме от имени самих книг, рассказывающих о себе посетителям библиотеки, что повысило читательский спрос на предложенные издания. Так, например, книга Тамары Крюковой «Костя + Ника» заявила о себе следующим образом:

Со мною можно помечтать,

Уютно сидя вечерком.

Страницы тихо полистать,

слезу стереть тайком…

А энциклопедия «Духовный мир человека» прорекламировала и себя, а заодно и своего будущего читателя:

Я вам знакома с малых лет.

Я из семьи «Аванта».

Читающий меня, цены вам нет!

А лишь медаль и гранты!

К началу учебного года Белгородская государственная библиотека для молодёжи разработала выставку-опрос «Листопад настроений». Вращающийся стеллаж превратился в «дерево» с листьями трёх цветов: красного, зелёного, жёлтого. Цвет листа имел два значения: 1) настроение читателя, с которым он пришёл в библиотеку и 2) читательские предпочтения. Красный цвет означал весёлое, оптимистичное настроение и выбор научно-популярной литературы, молодёжных периодических изданий. Зелёный - состояние уверенности и душевного спокойствия, литературу в помощь учебному процессу. Жёлтый цвет говорил о том, что читательский интерес не определён. По выбранному листу сотрудники библиотеки сразу могли определить, какая литература интересует читателя, кому из них необходима консультация библиотекаря.

Ленинградская областная детская библиотека для оформления выставки «Книжные герои для каждого из нас» в центре экспозиции расположила картонную конфигурацию – изображение читателей трёх групп: школьников - младших, средних и старших классов, способом наложения их силуэтов друг на друга. Рядом с конфигурацией повесили надпись-призыв: «Подскажите современному читателю от 7 до 15-ти лет, о каком герое ему нужно обязательно прочитать, с каким героем нужно непременно встретиться! Опишите качества характера, цель жизни, поступки НУЖНОГО героя!» В результате получившаяся выставка-рекомендация вызвала у читателей желание поделиться мыслями о выборе героя книги, вписывая названия книг в соответствующий возрасту силуэт.

Большой интересный опыт по выставочной работе накоплен в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества. Творческий подход и умение неординарно мыслить способствовали созданию целого ряда нетрадиционных по форме выставок.

Идейный замысел очень удачно раскрывала выставка-дворец, посвящённая творчеству двух замечательных сказочников – американского и русского: Л.Баума и А.Волкова. «Дворец» – это два стеллажа, поставленные задними стенками друг к другу, под одной общей «крышей», увенчанной шпилями. На шпилях – вымпела с надписями: «Л.Баум» и «А.Волков». Дворец оклеен изумрудно-зелёным картоном. Маленькие дверцы пропускают читателей в «залы дворца» - на полки стеллажей с книгами. С одной стороны, на одном стеллаже расположены разные издания сказок Волкова, с другой стороны, на стеллаже – произведения Баума. Вместе с книгами на выставке представлены – портреты писателей, биографические справки об их жизни и творчестве. Главный шпиль дворца заканчивается большим картонным вымпелом с надписью «Волшебники страны детства». Именно так и называется выставка-дворец, пользующаяся особой любовью у маленьких читателей.

Ко дню рождения знаменитой шведской сказочницы Астрид Линдгрен сотрудники Ивановской областной детской библиотеки организовали выставку-признание под названием «Звезда по имени Линдгрен», чтобы подчеркнуть невероятную популярность во всем мире писательницы из Стокгольма. Для построения выставки была использована театральная ширма, так как герои А.Линдгрен прошли по сценам и экранам почти всех театров и кинотеатров мира. Для придания выставке особой образной выразительности применялась драпировка из синего бархата, символизирующего звёздное небо. В центре экспозиции прикреплён портрет писательницы, а рядом с ним облачко с высказываниями Линдгрен о детях: «Чудеса творят дети, когда читают книги. Они берут наши мысли и слова, они вселяют в них жизнь и блеск…». Вокруг портрета прикрепляются золотые и серебряные звезды, на которых даны интересные сведения из жизни А.Линдгрен, знаменательные вехи в её деятельности. С большим азартом дети разгадывают викторину по произведениям писательницы, состоящую из двух блоков: вопросы от фантазёрки и выдумщицы Пеппи и от специалиста уплетательно-летательных наук Карлсона.

 

Выставка-игра «Пираты, корсары, флибустьеры» с нетерпением ожидала читателей Детско-юношеской библиотеки г.Череповца. По книгам обозначенной тематики была разработана игра-предсказание с вопросами из пиратского сундука, сопровождающаяся посланием от Джека Воробья: «Перед тобой пиратский сундук ответов. Задай интересующий тебя вопрос так, чтобы на него можно было ответить: «Да» или «Нет» и вытащи из древнего сундука ответ. Но! Все ответы зашифрованы, и тебе придётся потрудиться, чтобы растолковать его!».

Освежить в памяти поэтические строки А.С.Пушкина, насладиться свежестью чувств и остротой мысли, заключенных в них, предложила читателям Тверская областная универсальная научная библиотека им. М.Горького. С этой целью сотрудниками библиотеки была подготовлена тематическая полка «Стихотворение дня: юбилею А.С.Пушкина посвящается», на которой были представлены: текст одного стихотворения Пушкина, портрет поэта, перо, чернильница и т.д. Выставка одного стихотворения обновлялась в соответствии с подбором, содержанием и настроением стихов: самых романтичных, самых грустных, самых актуальных, самых весёлых и т.д. Вслед за предпочтениями библиотекарей, на выставке появились любимые пушкинские стихотворения читателей. Выставка экспонировалась до конца года, вспоминались знакомые произведения поэта и открывались новые грани его поэтического мастерства.

Любимая читателями старшего поколения книжная серия «Жизнь замечательных людей» была представлена на выставке-познании «Летопись столетий» в Псковской областной библиотеке для детей и юношества имени В.А.Каверина. С целью нравственного воспитания нового поколения читателей и формирования у них интереса к чтению историко-биографической литературы, не случайно была выбрана именно серия ЖЗЛ, являющаяся уникальным серийным изданием, которого нет в других странах. Презентация выставки состоялась с участием студентов университета, которые рассказали своим сверстникам, как на их мировоззрение повлиял пример жизни и творчества выдающихся людей. Увлекательная беседа-обзор библиотекаря по книжной серии ЖЗЛ содержала информацию об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, о правилах пользования справочно-библиографическим аппаратом к серии. Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги о замечательной личности. Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. В процессе игры со зрителями был задействован и обыгран предметный ряд выставки: глобус, головной убор академика, гусиное перо, веер, штурвал, мольберт, орден. В конце презентации выставки всем предлагалось в качестве угощения яблоко – плод познания.

Нередко идею для создания выставки могут подсказать обычные предметы, окружающие нас в повседневной жизни: перекидной календарь, фантики от конфет, дамские сумочки, почтовые марки, плакаты и т.д. Книжно-иллюстративные выставки в сочетании с предметами быта могут приоткрыть посетителям немало загадочных страниц из истории вещей.

Так, в рамках проекта «Детали» отдел искусств Ивановской областной библиотеки для детей и юношества представил вниманию читателей цикл книжно-иллюстративных выставок, знакомящих с историей появления и развития костюма и его аксессуаров: «Шапочное знакомство» (о головных уборах), «Мелочь, а приятно» (о галстуке), «Её величество – Сумка» (о дамских сумочках). Другой не менее интересный проект, под названием «И жизнь, и слёзы, и любовь…» объединил цикл выставок, показывающих на примерах литературы по изобразительному искусству способности художников воздействовать на эмоциональное состояние человека и природы, вызывая ответную реакцию зрителей: «Тень твоей улыбки», «Память былого слезой жива», «Налетела грусть», «Животные тоже смеются и плачут», «Человек в раздумье».

Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского в качестве экспонируемого материала на выставке выбрала обёртки, ярлычки кондитерской и парфюмерной продукции, тематика которых была связана с художественными произведениями. Посетители выставки «Литература конца ХIХ – начала ХХI века в фантиках и этикетках» смогли увидеть героев сказок А.С.Пушкина: золотую рыбку, царя Салтана, белочку, грызущую орешки. В числе популярных для русских кондитеров XIX столетия оказались также: персонажи «Снегурочки» А. Н.Островского, «Хаджи-Мурата» Л.Н.Толстого, Красная шапочка, Гулливер с лилипутами, тексты с русской азбукой и таблицей умножения, цитаты на обёртках гадательной карамели из «Ада» Данте и т.д.

Необычная выставка-календарь «Время читать» была подготовлена для читателей сотрудниками Екатеринбургского муниципального объединения библиотек. Каждое время года, месяц ассоциируется у человека с определёнными мыслями, чувствами и порождает желание прочитать определённую книгу. Допустим, что январь – время читать и начинать новые дела, март – время читать и любить, июнь – время читать и путешествовать и т.д. Рядом с книгами на выставке, соответствующими по тематике настроению месяца, был поставлен перекидной календарь в виде домика, раскрытый на странице одного из 12-ти месяцев года. Таким образом, чтение по аналогии с календарем-ежедневником воспринималось как необходимая и успешная составляющая каждого дня, наполненная радостью, мудростью, открытиями.

Идея выставки «Два портрета на фоне России» состояла в сопоставлении личностей двух известных Владимиров Владимировичей. Выставка-портрет, подготовленная Центральной городской библиотекой им. В. В.Маяковского г. Чебоксары, была посвящена поэту и его тёзке – премьер-министру В. В.Путину. Официальные материалы и монографии соседствовали с анекдотами. Помимо произведений и текстов выступлений были представлены фотографии, репродукции живописных и скульптурных портретов персоналий, шаржи. По отзывам читателей библиотеки и СМИ выставка получилась неожиданной по теме и познавательной по содержанию.

Как показывает краткий обзор выставочной деятельности библиотек регионов России, библиотечные выставки сегодня являются синтезом различных средств воздействия на человека – визуальных, психологических, педагогических, формирующих определённое восприятие. Для создания таких экспозиций используются методы, применяемые в различных отраслях, в библиотечном, музейном, рекламном деле. В результате получаются оригинальные, неожиданные мероприятия, привлекающие внимание посетителей, вызывающие у них живой отклик и надолго запоминающиеся.

3. РАЗРАБОТКИ ВЫСТАВОК

В целях активизации творческой деятельности сотрудников библиотеки, обмена опытом, выявления и распространения инновационных форм выставочной работы в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия был объявлен смотр-конкурс профессионального мастерства на лучшую библиотечную выставку. Сотрудники отделов самостоятельно выбирали тематику выставки с учётом направлений деятельности библиотеки и приоритетов отделов.

Большой познавательный интерес у пользователей библиотеки вызвала

  • ВЫСТАВКА «ХОРОШО БРОДИТЬ ПО СВЕТУ», подготовленная отделом информационных услуг и консультирования.

Идейный замысел выставки удачно раскрывала выбранная форма представления экспозиции: Эрудит – круиз. Виртуально путешествуя по свету, участникам летних школьных лагерей предлагалось активно познавать мир. Читатели подросткового возраста знакомились со справочной литературой, альбомами, атласами по биологии, географии, искусству, расширяя свой диапазон знаний.

Разделы выставки предоставляли информацию о странах и континентах, их природных отличиях и достопримечательностях:

1. Где бродим?

2. Кого увидим?

3. Чему удивимся?

Для интерактивного вовлечения в выставочный процесс вниманию читателей был предложен географический кроссворд «В жёлтой жаркой Африке». Читатели, разгадывая его, открывали для себя название самое солёного озера в мире, высочайшей сверкающей горной вершины, мечети с самым высоким минаретом и многие другие интересные особенности африканского континента с уникальной, самобытной культурой. Ребята с большим удовольствием находили на карте достопримечательности мира: Эйфелеву башню, Статую Свободы, Храм Неба, Ворота Солнца и т.д. Читатели активно участвовали в познавательной игре «Географическая путаница», исправляя ошибки художника и правильно по континентам размещая обитателей животного мира.

Заголовок выставки был составлен из букв на магнитиках, расположенных на расстоянии друг от друга, как бы тоже «гуляющих» в информационном пространстве. Таким образом, прослеживалось единство в содержании, оформлении и способе представления выставочного материала.

Очень своевременной, приуроченной к 210-летию со дня рождения А.С.Пушкина, оказалась

  • ВЫСТАВКА «В ТРИДЕВЯТОМ  ЦАРСТВЕ, ПУШКИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕ», разработанная отделом организации и использования фондов.

Выставка была посвящена 5-ти знаменитым пушкинским сказкам, над которыми поэт работал в течение 4-х лет в период ссылки в Болдино. Не случайно именно сказки Пушкина вдохновили на творчество огромное количество советских и российских художников, а первым их иллюстратором был сам поэт, рисовавший на полях рукописей своих героев. В дальнейшем целая плеяда блистательных художников, таких как: Василий Поленов, Константин Коровин, Вадим Рындин, Александр Головин, Иван Билибин, Татьяна Маврина, обращалась к творчеству Александра Сергеевича Пушкина. На выставке можно было познакомиться с иллюстрациями к сказкам карельских художников: Николая Брюханова и Тамары Юфа.

Экспонируемый материал был представлен в количестве 176 экземпляров имеющихся документов. Кроме печатных изданий сказок на выставке можно было выбрать аудиовизуальные варианты: CD-диски, видеофильмы, аудиокассеты, диафильмы. В помощь библиотекарям и педагогам для работы с детьми и подростками были предложены: викторины, игры, кроссворды, комплекты открыток, издания о художниках-иллюстраторах, библиографические списки со сказками.

«Сказку о золотом петушке», с детства знакомую читателям любого возраста, появившуюся на свет 175 лет назад, можно было рассмотреть в 21 издании в оформлении художников разных поколений, что позволило познакомиться с книгами из коллекции 30-40-х годов прошлого века.

Используемые в оформлении выставки куклы-персонажи из Петрозаводского театра кукол придали выставке особую эстетику, выразительность, создали атмосферу настоящего сказочного царства. Для цитирования на выставке были подобраны авторские стихотворные строки, что помогло прочувствовать глубину и мудрость пушкинских сказок: «Сказка – ложь, да в ней – намёк! Добрым молодцам – урок!!!», «Живи своим трудом, а не чужим добром!», «И никто с начала мира не видал такого пира…» и т.д. Яркая и стильная выставка не осталась не замеченной в СМИ.

Вниманию посетителей выставки была предложены литературные игры, повышающие интерес к творчеству А.С.Пушкина. Участвуя в «Сказочной рыбалке», дети забрасывали

удочку с магнитиком, вытаскивали вырезанных из бумаги золотых рыбок, на обратной стороне фигурок были написаны вопросы по сказкам А.С.Пушкина. Совершая «Волшебное путешествие по сказкам А.С.Пушкина», читатели бросали кубик, каждая грань которого была оклеена бумагой разного цвета. Выпавший цвет грани кубика соответствовал цвету конверта с вопросами по одной из 5-ти сказок, а в 6-м конверте находились вопросы по стихам поэта для детей.

Узнать всё о кошках самым маленьким читателям библиотеки помогла

  • ВЫСТАВКА «МУРРРКИНА СЕМЬЯ ОТ А ДО Я», организованная отделом обслуживания детей.

Выставка соответствовала интересам и ожиданиям дошкольников и младших школьников. Она была организована на невысоких стеллажах, предоставив возможность детишкам с восторгом и любопытством рассматривать и книги, и экспонаты выставки.

Кроме тщательно подобранной познавательной и художественной литературы о кошачьих выставку украшало огромное количество фигурок кошек. Они были изготовлены из самых разнообразных материалов: керамики, фарфора, плюша, дерева, металла, бумаги и т.д. Эти удивительные кошачьи создания: забавные и печальные, изящные и неповоротливые не могли никого оставить равнодушными.

Выставка была актуальной, подготовленной к 4 октября - Международному дню защиты животных. Беседа у выставки способствовала пробуждению у малышей чувства любви, доброты и ответственности за братьев наших меньших.

Разделы выставки:

1. Кошка, которая гуляла сама по себе (как была приручена кошка);

2. Такие разные кошки (породы);

3. Истории кота Читариуса (художественная литература: поэзия и проза);

4. Кошачья родня. Леопарды! Тигры! Львы! В гости их позвали б вы?

С большим удовольствием дети вместе с родителями отвечали на вопросы викторины: «Эти удивительные кошки», пользуясь литературой с выставки:

1. Как назывались древние предки кошек? (неофилиды)

2. Где появились первые домашние кошки? (в Древнем Египте)

3. Как звали египетскую богиню, которая имела кошачью голову? (Бастет)

4. На каком острове в Индийском океане живут только кошки? (на острове Фраджост)

5. В какой стране в музее служат 6 хвостатых сторожей – кошек?

(В Англии. На их содержание выделяются деньги, кошки носят жёлтые банты)

6. Сколько всего существует пород кошек? (33 основные породы)

7. Как называется самая крупная порода кошек? (Регдол, вес 6-10 кг)

8. Как называется самая мелкая порода кошек? (Сингапурская, её вес – 1-3 кг)

9. Какие кошки любят плавать? (Ванские кошки, живут у солёного озера Ван на востоке Турции)

10. Чем прославились кошки в одном из монастырей Кипра? (Они боролись со змеями).

 

Актуальной на сегодняшний день теме здорового образа жизни была посвящена

  • ВЫСТАВКА-РИНГ «КНИГИ ПРОТИВ ПИВА».

Выбранная форма выставки – выставка-ринг потребовала соответствующего цветного оформления. Выставочное пространство из 2-х рядом стоящих стеллажей было разделено на 2 части: полки одного стеллажа были оформлены цветной бумагой красного цвета, второго - синей. В правой синей части выставки-ринга пользователям библиотеки юношеского возраста предлагалось на листках бумаги, вырезанных в виде корешков книг, написать названия произведений, которые они советуют прочитать своим сверстникам. В левой - красной, предостерегающей части выставки-ринга были представлены буклеты, содержащие информацию о вреде пива. На презентации выставки сотрудниками библиотеки была проведена мини-театрализация – состязание Королевы Книги и Мадам Пивной бочки. Для привлечения внимания к выставке был составлено объявление, призывающее молодёжь сделать правильный выбор:

На ринг выходят красиво

Книги против Пива,

Бунин, Акунин, Толстой

Объявляют пиву – бой!

Выбирай, молодёжь,

Вместе с кем ты идёшь?!

Что для тебя важней:

Семья, Учёба, Творчество,

Много друзей

             ИЛИ

Алкоголизм пивной,

Деградация личности,

Запах хмельной.

Пока не поздно – сделай выбор свой!!!

Для интерактивности была составлена головоломка по художественной литературе для юношества под названием «Литературный ринг», включающая произведения русских классиков и современных авторов: А.Чехова, Дж.Милтона, И.Гончарова, М.Булгакова, Б.Акунина, Х.Мураками, П.Коэльо, Д.Рубиной, Д.Глуховского.

Совершить путешествие в прошлое, окунуться в атмосферу детства приглашала

  • ВЫСТАВКА-ВИТРИНА
    «РАССКАЗЫ СТАРЫХ ПЕРЕПЛЁТОВ

На выставке-витрине были представлены издания из коллекции детских книг 30-90-х годов ХХ века, в содержательном и оформительском плане, являющиеся ценными печатными документами эпохи. Тематика книг, связанная с идеологией времени, пожелтевшая от времени бумага, чёрно-белые иллюстрации, – всё это позволило соприкоснуться с историей страны, предоставило возможность современным читателям познакомиться с книгами, которые держали в руках и читали их бабушки и дедушки. Воссоздать историческую картину минувшего века также помогли экспонаты: неваляшки, деревянные лошадки, шахматные фигуры, куклы и т. д.

Благодаря изданиям из коллекции детских книг читатели смогли увидеть: русские народные сказки, потешки, прибаутки, проиллюстрированные художником Ю.А.Васнецовым, ранние издания книг Н.В.Гоголя, а также другую интересную литературу.

Разделы выставки:

1. Любимые…Интересные

2. Сказочный художник детства Юрий Васнецов;

3. Н.В.Гоголю – 200 лет.

Выставки Детско-юношеской библиотеки Республики Карелия, представленные на конкурс, были востребованы всеми категориями читателей: дошкольниками, подростками, юношеством. Библиотечные экспозиции позволили совершить исторические экскурсы с середины 19 века до современности. Сотрудники библиотеки, применив творческий подход к организации выставок, смогли организовать разнообразные по форме библиотечные выставки, в том числе, такие как: выставка - эрудит-круиз, выставка-ринг, выставка-витрина и т.д. Смотр–конкурс профессионального мастерства на лучшую библиотечную выставку способствовал конструктивному обмену опытом, поиску интересных находок в содержательном и оформительском решении выставок.

 

Список литературы

1. Вяткина, В. В. Организация книжных выставок – это наука и искусство / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. – 2003. – N 7. – С. 37–44.

2. Вяткина, В. В. Методика образно-диалоговой выставочной работы в библиотеках для детей / В. В. Вяткина // Школьная библиотека. - 2006. - N 2. - С. 77-81.

3. Гольман, О. Ю. Нетрадиционные выставки / О. Ю. Гольман // Новая библиотека. – 2006. – N 1. – С. 21–24.

4. Демченко, И. В. Чей башмак сгорел на Бейкер-стрит?, или Книга как повод / И. В. Демченко, О. С. Гахова // Библиотечное дело. - 2010. - N 22. - С. 19-21. - (Даешь молодежь!).

5. Матлина, С. Социально-психологические и технологические основы организации фондов в школьной библиотеке / С. Матлина // Библиотека в школе. - 2005. - N 21. - С. 34-39. 8. Мужикова, Е. Выставка-признание "Звезда по имени Линдгрен" / Е. Мужикова // Библиополе. - 2008. - N 8. - С. 22.

6. Степанова, А. С. Шаги навстречу или в одном направлении? : что может интерактивная выставка / Анна Сергеевна Степанова // Библиотечное дело. - 2011. - N 8. - С. 12-15. - (Библиотека 2. 0).

7. Шарапова, И. Красками, звуками, ощущениями / И. Шарапова // Библиотека в школе. - 2008. - N 22. - С. 21-28.

 

Сетевые ресурсы:

1. Проекты отдела искусств [Электронный ресурс] // Ивановская областная библиотека для детей и юношества : [сайт]. – Электрон. дан. - Режим доступа : http : www.iv-obdu.ru / content / viev / 16 / 18/. - Дата обращения: 22.07.2011.

2. Пушкин – к водке, Гоголь – на сладкое : литература в фантиках и этикетках конца ХIХ – начала ХХI века из коллекции Музея этикетки «Авантаж-1» [Электронный ресурс] // Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского : [cайт]. – Электрон. дан. - Режим доступа: http : book.uraic.ru / qalereja / vystavki 2008 / fantiki_etiketki. - Дата обращения: 22.07.2011.

 

 
Оцените качество услуг